Этот пост с очередными Секретами будет посвящён попытке ответить на вопрос, «Что развивается?», или точнее: «Развитие чего описывает спиральная динамика и другие модели уровневого/стадийного развития?».
В прошлом посте, давая определение модели, я обратил внимание на то, что модель упрощает некий аспект действительности с практической целью – иметь возможность ухватить, изучить, описать, чтобы с пользой использовать. Объём современных знаний, в том числе о человеке, таков, что даже на ознакомление с ними у одного человека займёт времени больше, чем ему отведено природой и современными достижениями медицины. Не зря современная наука разделена на огромное количество «отраслей», внутри которых существует множество школ и направлений. Специализация в любой современной профессиональной деятельности – это вынужденный ответ на осознанную и познанную сложность Мира, а использование моделей – хорошая практика справляться с этой сложностью. «Последний человек, который знал всё», Томас Юнг , умер в начале XIX века, нам жить в XXI, так что без моделей и специализации – никуда, хотя ограничиваться узким кругом знаний за пределами профессиональной области, считаю тоже нежелательным вариантом. Мне «по душе» концепция T-людей, придуманная, вроде бы, в McKinsey.
Соответственно, когда я заявлял, что спиральная динамика – модель и социальная технология управления изменениями и развитием живых систем, людей и организаций, я кое-чего не договаривал). Попробуем разобраться чего. Ведь любая модель рассматривает некоторый аспект действительности. Выше я сделал следующий шаг, заявив, что человек, не говоря о системе, состоящей из людей, слишком сложный «объект», чтобы ухватить и описать его целиком. Скажу более, даже один из жизненных процессов – развитие, в отношении «человека целого», слишком сложен для изучения, исследования. Как следствие, к концу ХХ века появилось некоторое количество теорий и моделей, изучивших и описавших отдельные аспекты развития человека, или развития отдельных «частей» человека, его организма, психики, деятельности… Спиральная динамика и упоминавшаяся модель вертикального развития лидеров – примеры таких интуиций, открытий последней четверти двадцатого столетия.
Прежде, чем начнём разбираться, какой же аспект развития какой «части» человека и человеческих сообществ рассматривает и описывает спиральная динамика, познакомимся с базовым элементом интегральной теории – ЛИНИИ. Думаю, это поможет нам познакомиться с ответом интегрального подхода на вопрос «Что развивается?» Если честно, то узнаем первый из… и один из самых простых ответов, который интегральная теория даёт на этот ответ.
Секрет №5 Развитие живых систем возможно, и идёт по множеству сравнительно независимых линий.
Начать можно с теории американского психолога Гарднера, предложившего идею множественного интеллекта, которая говорила, что у человека есть не только когнитивный интеллект, а и множество других способностей, которые также можно назвать интеллектами. Семь интеллектов по Гарднеру.
- Вербальный интеллект – способность различать и обрабатывать речь фонетика (звуки), синтаксис (слова и предложения), семантика(смыслы), прагматика (использование речи в разных контекстах)
- Музыкальный – способность различать , порождать смыслы через звуки, включая высоту, тембр , ритм.
- Логико-математический – оценка соотношений между действиями и объектами.
- Телесно-кинестетический – способность управлять своим телом,(не по Гарднеру) слышать его “в деталях”
- Пространственный интеллект – способность оперировать с визуальной информацией в трёхмерном пространстве, порождать образы и мысленно манипулировать ими в трёхмерном пространстве, например: поворачивать удалять или приближать.
- Внутриличностный – способность распозновать и взаимодействовать со своими чувствами и эмоциями, осознавать собственные мотивы и цености. Сейчас, что-то близкое принято называть эмоциональным интеллектом.
- Межличностный – способность различать чувства, намерения, эмоции других людей и строить адекватные им и контексту собственные реакции на них. Эту способность некоторые современные авторы также относят к эмоциональному интеллекту.
Интегральный подход добавил сюда ещё некоторое количество, интеллектов, познакомившись с рядом теорий развития, родившихся в конце ХХ века, параллельно с гарднеровской. Так как круг рассматриваемых интегральной теорией проблем и теорий выходит за “границы” отдельного человека, то, что у Гарднера называлось интеллектами в интегральном подходе называется ЛИНИЯМИ – отдельные способности живой системы, которые могут развиваться, сравнительно независимо от других способностей.
Например, интегральная теория добавляет интеллектам/ЛИНИЯМ – моральную ЛИНИЮ из модели Кольберга. Сила воли, в соответствие с интегральным подходом, также является линией развития, в отличие от «теорий» о том, что тот или иной «уровень волевитости» предзадан для конкретного человека и не может быть изменён его целенаправленными усилиями.
То, что описывает спиральная динамика (см. Секрет №6) в интегральном подходе называется – ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ.
Какие ещё линии бывают, особенно не у человека, а у живых систем большего масштаба, мы когда нибудь тоже доберёмся и здесь в блоге. А на ближайшем онлайн-курсе “Интегральный подход. Прагматичный вход” эту тему разберём обязательно.
Для человека в интегральном подходе есть важная гипотеза, особенно, для тех, кто занимается развитием людей. Когнитивная линия развития является “ведущей”, необходимой, хотя и не достаточной для развития человека и большинства остальных линий. Часто развитие по когнитивной линии, опережает на одну-две стадии развитие по другим линиям.
Когда-то от одного консультанта услышал соответствующую этому посылу ироничную фразу “Бессмысленно развивать эмоциональный интеллект “там”, “где” нет когнитивного”.
Следует, сразу сказать , что под когнитивным интеллектом/линией интегральный подход понимает не то, что принято измерять коэффициентом IQ, а способность человека осознанно занимать позицию 1-го, 2-го, 3-го …лица. Упрощённое короткое объяснение позиций в связке со спиральной динамикой за менее , чем 3 минуты, есть в видео с одной из управленческих программ.
Практический совет профессионалам от Кена Уилбера… с некоторыми моими уточнениями. Вовсе не обязательно стремиться к развитию до второго порядка (начиная с жёлтого в спиральной динамике) во всех линиях из множества интеллектов. Определите 3-4 важнейших линии необходимые для преуспевания в вашей профессии (текущей или будущей) и сосредоточьте свои целенаправленные усилия на их развитии. Бизнес-руководителям Уилбер, со ссылкой не “некоторых исследователей” рекомендует обратить внимание на:
- Когнитивный интеллект
- Эмоциональный интеллект
- Межличностный интеллект
- Духовный интеллект
Добавлю, что опыт практиков интегральной жизни подтверждает, “относительность независимости” развития по отдельным линиям. Целенаправленная деятельность по развитию в отдельных выбранных линиях приводит в движение и развитие по другим линиям, на которые вы не фокусируете своё внимание и целенаправленную деятельность.
Секрет №6 Спиральная динамика – двуспиральная модель.
Двуспиральность развития в спиральную динамику пришла из грэйвзовской теории. Двойная спираль по-Грэйвзу – это «область взаимодействия условий существования – внешней части (связанной с природой и деятельностью человека) и внутренней части (латентных способностей)».
В спиральнодинамической версии условия существования названы Условиями Жизни (УЖ) и определяются четырьмя ключевыми параметрами: время, место, проблемы, обстоятельства.
Очень кратко об этих параметрах.
Время имеется в виду не только и не столько календарное. Для человека, это значимый период его жизни, за которым стоят и значительные биологические и социальные изменения. Спиральная динамика – модель развития взрослых, к детям её «прикладывать» и о детях в контексте спиральной динамики говорить можно, понимая, что такой разговор, скорее, носит характер метафоры, «притянутой» аналогии. Для человеческих систем время, в этом контексте, рассматривается как историческо-культурные периоды, эры, эпохи. В 2023 году человеческие сообщества Калифорнии и Кандагара с точки зрения спиральной динамики живут разных УЖ-временах.
Место. Это объективные окружающие человека или сообщество природно-климатические (лес, пустыня, горы, холодный или жаркий климат) и созданные человеком (деревня, город…) условия. Эти условия значительно влияют на то, как отдельный человек воспринимает, чувствует и осмысливает свою жизнь. Проживание человеческих сообществ длительное время в тех или иных местах сказываются и на биологических характеристиках, передающихся генетически, и на формирующуюся в этих условиях культуру.
Проблемы, рождаемые, в том числе, вышеописанными временами и местами, а также деятельностью людей в них, весьма разнообразны и требуют для своего решения способов разной сложности. Сложность этих проблем по ходу разворачивания истории человечества возрастает и требует более сложных способов их разрешения, для которых нужны новые более сложные способы мышления и действования со стороны отдельных людей и человеческих сообществ.
Существенное влияние на развитие отдельных людей и их объединений оказывают «социальные обстоятельства – расположение отдельных личностей, групп и культур внутри иерархий власти, статуса и влияния». Мне здесь часто вспоминается анекдот, в котором полковник говорит своему сыну, отвечая на его вопрос, что тот не будет генералом, потому что у генерала есть свой сын. Уровень социальной мобильности в современном обществе, конечно, значительно выше, чем 300 лет тому назад, однако, его нельзя сбрасывать со счетов, рассуждая и занимаясь развитием.
Условия жизни, определяемые описанными четырьмя параметрами (можете добавить и свои) со временем изменяются, а последние лет триста активно развиваются в результате деятельности человека, причём ускоряющимися темпами.
Условия жизни – «внешняя спираль». А что же, тогда, на «внутренней».
Грэйвз исследовал и описывал «уровни существования психологии зрелого человека». Бек и Кован в спиральной динамике ввели понятие цМем (ценностный мем), который и поместили на «внутреннюю спираль». Именно развитие цМемов описывает спиральная динамика.
Спиральная динамика – НЕ о развитии ценностей.
Спиральная динамика – о развитии систем ценностей (ценностных систем) и их структур, которые формируются вокруг цМемов.
Это важные, на определённом уровне, различение и умение различать системы, их структуры, свойства, функции. Важно эти различения сделать в мышлении, чтобы потом в деятельности с каждым различённым объектом работать, применяя адекватные модели и технологии.
Ценностный мем – это «невидимый центр тяжести» (аттрактор), вокруг которого формируется система ценностей человека или группы. Сложность структуры этой ценностной системы зависит от «массы этого центра тяжести», а в спиральной динамике – от цвета цМема.
Заметили подмену причины и следствия?
…
Ценностные системы различной сложности, сформированные вокруг разных цМемов, которые обозначены в СД разными цветами (бежевый, фиолетовый, красный, синий, оранжевый, зелёный, жёлтый, бирюзовый) наполняются ценностями, как содержанием. Т.е. ценности в разных жизненных вопросах (религия, спорт, работа, семья…) являются «наполнением» структур ценностных систем. Ценностные содержания систем определённого уровня могут сильно зависеть от культуры, например, не нарушая базовые характеристики соответствующего уровня.
Пока без подробностей. Пример. На «синем уровне» можно верить или в Иисуса, или в Магомеда, или в Будду. Т.е. содержание этих верований сильно отличаются друг от друга, и при этом на «синем уровне» вера конкретной религии считается: единственно правильной, данной «свыше», без возможности обсуждения и изменения своих базовых положений, с буквальным пониманием нарративов, текстов, легенд…
А важный для лидера практический принцип двуспирального Секрета – «Условия жизни активируют/пробуждают цМемы». Следствием этого принципа является лучший способ передачи ценностей лидера последователям – формирование Условий Жизни, которые активируют соответствующие цМемы, которые сформируют вокруг себя ЦЕННОСТНУЮ СИСТЕМУ, заданного уровня сложности, которая сможет быть наполнена соответствующими ценностями, как содержанием.
Что в вашем случае означают время, место, проблемы и обстоятельства, что к ним стоит добавить – решать ВАМ как Лидеру!
Не просто. Не быстро. Готовы?!
Хотел тут же рассказать ещё и о том, «кто» и «почему» развивается, но букв уже получилось многовато. Следующий раз, в следующем посте.
ЕЩЁ В БЛОГЕ
Содержание блога
Ссылки на мои материалы в разных источниках собраны в одном месте: https://spiraldynamics.by/start/ Иногда хочется найти что-то конкретной в блоге. Поиск может помочь найти конкретные слова, но не всегда понятно, как то, что нужно найти именовано в блоге....
Игра в бисер … интегральная
В этом посте будет опубликовано несколько эссе, написанных участниками, больше участницами, Беларусского Интегрального Книжного Клуба. Первым будет моё эссе, хотя у меня читательский билет №2. В моём эссе, во введении, будет краткая история затеи, в результате которой...
КВАДРАНТЫ. Экспериментальный формат.
Небольшой эксперимент. Мне давно не пишется, отчасти потому что некому читать :(. Сделал двадесятка "карточек" про КВАДРАНТЫ. Сделал для соцсетей, а потом решил: "А почему бы и на сайте их не...
4х4 Кена Уилбера и Алена Бадью
Эта публикация родилась как результат выполнения участниками апрельской (2024) Встречи с Интегральной Спиральной Динамикой (ВИСД) в Минске «домашнего задания». И о ВИСД, и о целях задания я расскажу в конце публикации, а пока о двух четвёрках двух современных...
Конспект прямого эфира на канале “Про живой и здоровый бизнес”
31 января 2024 года на телеграм канале “Про живой и здоровый бизнес” состоялся часовая беседа о “Спиральной динамике на практике”. По техническим причинам запись беседы не сохранилась, поэтому предлагаю сделанный по горячим следам конспект. Конспект эфира на канале...
Первые Секреты…
В этом посте приведу несколько Секретов, которые в мастер-классах были вводной информацией, а не Секретами. «Повышу статус» этих своих заявлений, потому что моё утверждение о важности Секретов распространяется и на них, хотя, на первый взгляд, эта важность не заметна....