Продолжаем обновлённую субботнюю традицию «Интегральный бизнес» канала proMANAGEMENT

Для начала краткое содержания предыдущих серий.

Интегральный бизнес можно делать, вписав в картину мира элементы интегрального подхода.

Главная аббревиатура интегрального подхода – AQAL (all quadrants all levels  (все квадранты все уровни)).

На текущем этапе мы, преднамеренно неспеша, знакомимся с уровнями.

Первый представитель этого базового элемента интегральной теории Кена Уилбера, который мы рассматриваем в рамках «Интегрального бизнеса» – Спиральная динамика, которая является социальной технологией, созданной Доном Беком и Крисом Кованом на основе теории Клэра Грэйвза. Одно из названий этой теории «Двуспиральная динамическая эмерджентная циклическая модель развития взрослых биопсихосоциальных систем». Бек с Кованом раскрасили витки/уровни спирали в разные цвета: бежевый, фиолетовый, красный, синий, оранжевый, зелёный, жёлтый, бирюзовый.

В прошлый раз мы познакомились с первыми пятью из восьми уровней уже второй спирали, по которой развиваются цМемы, которые «…преобразуют себя в мировоззрение, систему ценностей, определённый уровень психологического существования, структуру убеждений, организующий принцип, образ мышления и образ жизни…».

Первые три из рассмотренных ранее стадии развития, бежевая, фиолетовая, красная, относятся к доконвенциональным. Следующие две из первой пятёрки: синяя и оранжевая стадии – конвенциональные.

А сегодня будем говорить о трёх более сложных уровнях, которые считаются постконвенциональными. Это деление стадий нам пригодится попозже, когда мы будем говорить о феномене «до/пост-заблуждение».

Напоминаю, «стадии» и «уровни» — это синонимы. Использую и то и другое, потому что в русскоязычных переводах различных «интегральных» материалов используются оба слова для английского «levels». Мне хочется выработать у вас равное отношение к обоим словам, чтобы, когда вы начнёте читать побольше других источников, у вас не было вопросов, путаницы, и вы не испытывали дискомфорта.

Про уровни спирали, по которым двигаются в эволюционном развитии цМемы, я описывал, используя четыре метафоры: когнитивное развитие и поведение ребёнка, развитие человечества, отражённое в социально-экономическом устройстве общества и культуре.

Когнитивное развитие до сих пор я описывал по Пиаже. Однако «интерес» Пиаже дальше детей не распространялся. Стадия формальных операций – “старшая” в модели Жана Пиаже, а мы её уже «использовали» для метафоры оранжевого витка цМемной спирали. Когнитивное развитие на этом не останавливается, по крайней мере, не у всех. Есть люди, которые и до неё не очень уверенно добираются.

Дальше о когнитивном развитии мы будем говорить, используя модель иерархической сложности (МИС), разработанную ​​Майклом Лэмпортом Коммонсом и Фрэнсисом Эсбери Ричардсом, а остальные три метафоры остаются неизменными.

Спираль продолжает «раскручивать» эволюционное развитие цМемов.

Зелёный уровень.

Мы когнитивное развитие начинали рассматривать с младенцев, а Коммонс с Ричардсом с молекул, поэтому наша шестая по счёту в СД стадия в МИС – уже двенадцатая, начиная с нулевой 😊.

Описания стадий МИС я буду приводить по книге Ханзи Фрэйнахта «Слушающее общество» (на русский язык, к сожалению, не переведена):

  1. Системный уровень (восемнадцать лет и старше, если есть – прим. proMANAGEMENT: «редкая птица долетает до середины Днепра», а на эту стадию когнитивного развития «забирается» сравнительно небольшое количество людей и не раньше того, как им исполнится 18 лет (гении – не в счёт).)
  • Может идентифицировать закономерности среди линейных отношений, тем самым формируя системы отношений между абстрактными переменными и тем, как они взаимодействуют. Таким образом, можно также решать уравнения с несколькими неизвестными. Первый постформальный этап, то есть он не был описан Пиаже, но его можно встретить в модели Кольберга ( о моральном развитии).
  • Начинает обсуждать правовые системы, социальные структуры, экосистемы, экономические системы и тому подобное.
  • Его можно найти примерно у 20% взрослых людей (думаю, речь идёт о людях в североамериканских и западно- и североевропейских странах, откуда Коммонс, Ричардс и Фрэйтнахт) – это, обычно в возрасте старше восемнадцати лет.

Есть более известный в управленческих кругах, применимый к текущей стадии термин «системное мышление».  Правда, в упомянутых управленческих кругах, по моим наблюдениям, термин слышали почти все, а вот с его наполнением знакомы очень немногие, поэтому придумывают собственные интерпретации этого понятия. 

Это стадия, на которой доступна позиция 4-го лица. Человек может представить и манипулировать в уме не только из роли наблюдателя за некими взаимодействиями, оценивая позиции участников со стороны, но  и готов рассмотреть это взаимодействие как часть большей системы: то, как ниже- и вышестоящие, а также смежные системы влияют на рассматриваемое взаимодействие, а оно, в свою очередь, влияет на них.

Кстати, у Кена Уилбера в его одной из последних переведённых на русский язык книг «Интегральная медитация» даётся такое описание когнитивного интеллекта: «Это сознательная способность принятию перспектив первого, второго, третьего, четвёртого лица и т.д.» Напоминаю об одном из базовых элементов интегрального подхода – линии. Когнитивный интеллект – одна из линий, о которой Уилбер пишет: «Эта линия в особенности важна по той причине, что она необходима (но не достаточна) для большинства других линий: например, чтобы осознать свой эмоциональный интеллект, необходимо, в первую очередь, иметь сознавание на это способное… Данная линия является ключевым фактором нашего развития. Она часто опережает на одну или две стадии большинство других линий…»

Про поведение, как вы понимаете, уже взрослых взрослых людей. Два раза «взрослых» в предыдущем предложении – это не опечатка. Эволюционное развитие, которое в детстве принято называть взрослением, продолжается и во взрослом (по годам) возрасте. Не у всех. Я раньше в своих рассказах о Спиральной динамике в упоминавшемся выше названии грэйвзовской теории понятие «Динамическая эмерджентная двуспиральная модель развития взрослых биопсихосоциальных систем» заменял на «взрослеющих». Да и сейчас процесс эволюционного развития взрослых людей и их сообществ я частенько называю взрослением.

Какие же признаки отличают взрослых взрослых от не очень взрослых взрослых людей. Наблюдаемая и в поведении повышенная чувствительность и к себе, и к окружающим. Расширенный далеко за границы своей социальной группы и страны «круг заботы», что заметно в обсуждениях и деятельности. В речи слово «управление» всё чаще уступает место «влиянию». Часто можно наблюдать тягу к духовности, выражаемую в перемещении от одного «современного гуру» к другому или интересу к традициям/религиям не традиционным для мест, где человек вырос. Увлечение восточными, в том числе телесными, практиками на Западе – это привет с «зелёной» волны, но не является её индикатором.

Мы рассматриваем поведение в качестве метафоры для описания и понимания того или иного уровня. Чтобы узнать или понять какой цМем является высшим доступным или доминирующим в жизни человека, необходимо знать не то, что он делает, а почему он это делает. Именно это правило делает весьма затруднительным определение уровня развития конкретного человека, особенно в различных системах тестирования, HR-практиках и т.д.

Про «зелёную» историю развития человеческого общества и его социально-экономических систем. Первым ярким массовым проявлением этого этапа в общественной жизни считают леворадикальные выступления французских студентов в 1968 году – «Красный май». «Скандинавский социализм», который совсем не является социализмом, а скорее, представляет собой капиталистическое общество, в котором чрезвычайно развиты государственные и не только социальные системы. Его, а точнее, социальное устройства таких стран, как Финляндия, Швеция, Дания, часто причисляют к этой волне развития.

Один из примеров «зелёной» волны: в мае 2021 года в Берлине заложен «House of one». Это храм трёх религий – христианство, ислам и иудаизм под одной крышей.

Как проявилась  «зелёная волна» в общественном сознании? В литературе и философии – это пост-модернизм. В политических взглядах – неомарксизм и другие левые движения мысли. О тех, кто познакомился на собственном опыте с этим цМемом Бек с Кованом пишут : «Большинство из них читали Карла Маркса или знают кого-нибудь, кто читал». Некоторые характерные черты, присущие этому периоду, это мультикультурализм, отрицание и даже борьба со всеми проявлениями иерархий, игра как форма выражения и проявления себя, коллективизм, эгалитаризм, политкорректность. New Ege – как поиск новых форм духовности, отчасти обусловленный тем, что ведущие традиции/религии, застряв на синей стадии собственного развития, уже не соответствуют духовным потребностям людей, существующих в новых Условиях Жизни. «Истин нет» – всё обусловлено контекстом, все точки зрения не просто имеют право на существование, а равны.

Принося более сложные формы межчеловеческого взаимодействия, которые способствуют прогрессу во многих аспектах человеческой жизни зелёный цМем имеет, как, впрочем, и любой другой, свою тёмную сторону. У Кена есть два придуманных им термина, посвящённых этой темной стороне, бумерит и аперспективное безумие. Может быть, даже точно, мы когда-нибудь о них поговорим в рамках «Интегрального бизнеса».

Одной из декларируемых целей курса  «Интегральный подход. Прагматичный вход» является «Прививка АБПС» (от аперспективного безумия, бумерита, примитивизации и снобизма). Думаю, и перед субботней традицией можно поставить такую цель, потому что «зелёный» у нас ещё впереди, а здоровым быть лучше, чем больным. Вакцины помогают, в чём я сейчас сам убедился на ковидной теме.

Жёлтый уровень.

В спиральной динамике желтый – это первый уровень второго порядка, «первый уровень бытия (а не простого существования). Проявлений и представителей этого уровня встретить не просто, понять ещё сложнее. Поэтому мы с ними немного познакомимся пока в теории, подыскав примеры в тех же четырёх метафорах.

Про когнитивное развитие (по Коммонсу и Ричардсу, конечно).

  1. Метасистемная стадия (сразу после двадцати лет и старше, если вообще есть).

Может сравнить и синтезировать несколько систем с разными логиками, объединённых метасистемой, или сделать выводы, которые справедливы к разным системам, осмысливать и называть общие свойства систем.

Понимает, что вещи могут быть «гомоморфными», «изоморфными» и т.д. Это означает, что вы можете видеть, как одна система может быть изменена тем же или отличным образом как и другая система.

Встречается примерно у 1,5% взрослого населения, обычно только после двадцати лет.

Припоминая приведенную чуть выше цитату Уилбера о том, что когнитивная линия может опережать другие на один-два уровня, представьте, какое количество людей, может, даже теоретически находится на соответствующем уровне развития цМема(мировоззрения) в разных странах в т.ч.

Людей, развитие ценностных систем (цМемов) у которых вышло на эту стадию индивидуального развития, Маслоу называл самоактуализирующимися личностями. Как выглядят, ведут себя такие люди можно узнать, в том числе, если познакомиться с работами Абрахама Маслоу глубже, чем знакомство с пирамидой, которую он не рисовал. 

Встретить таких людей можно не часто, поэтому статистические методы исследования в отношении их неприменимы.

Некоторые описания людей мировоззрения (цМемы), которых добрались до второго порядка:

– понимают, принимают и умеют искренне коммуницировать с «носители» всех цМемов, признают  право на существование всех предшествующих парадигм/картин мира («носители» цМемов первого порядка считают свою картину мира единственно верной и достойной жизни, даже зелёные, выступающие за равенство людей и идей);

– почти все имели опыт пиковых переживаний;

– отсутствие страха социального неодобрения;

– знания ценят выше денег;

– отлично чувствуют себя в хаосе (VUCA- /  BANI- / SHIVA- мире) и могут из него (хаоса) творить порядок;

– умеют управлять полярностями и извлекать энергию их конфликтов.

Социально-экономические системы.

Больших «жёлтых» систем ещё, пожалуй, нет. Про корпоративные формы мы поговорим в следующий раз, когда пробежимся по менеджменту и организационным формам во всех их цветных проявлениях. Из организаций, которые мне видятся, как соответствующие «жёлтой высоте», я бы назвал   Римский клуб.

 

Культура и общественное сознание.

Метамодернизм. Термин придумали голландец Робин ванд ен Аккер и норвежец Тимотеус Вермюлен. Есть соответствующие ветви в литературе, архитектуре, философии. Социально-политическую ветку метамодернистской мысли развивает уже упоминавшийся Ханзи Фрэйнахт, под псевдонимом которого скрываются два выходца из интегрального сообщества Даниэль Гёрц и Эмиль Фриис.  У интегрального подхода Кена Уилбера, который заглядывает и значительно выше, есть что взять на этом уровне. Не привожу конкретики. Интересно? Ключевых слов для поисковых запросов – достаточно. «Интегральному бизнесу» туда пока рановато.

 

 

Бирюзовая стадия.

Про когнитивное развитие (по Коммонсу и Ричардсу, опять же).

Помним, что когнитивное развитие, точнее его описание, используется в качестве метафоры, для лучшего понимания стадий развития более «комплексного» понятия цМем. По-Уилберу развитие цМемов – это тоже линия развития – ценностная, которая вряд ли может обогнать, а скорее, может отставать на 1-2 стадии от развития когнитивной линии. Итак, в ИМС есть 2 стадии, которые примерно соответствуют бирюзовому уровню.

  1. Парадигматическая стадия (от двадцати пяти лет и старше, если вообще есть)
  • Может иметь дело с несколькими очень абстрактными метасистемами, чтобы создавать новые способы мышления о мире, новые парадигмы, новые науки или отрасли внутри наук.
  • Обладает фрактальным мышлением, поэтому найденные универсальные принципы применимы ко многим различным уровням анализа и явлений.
  • Распространенность неизвестна, но если закономерность сохраняется и каждая стадия, кажется, увеличивается примерно со стандартным отклонением, это должно быть немногим более одного взрослого на тысячу в нормальной популяции, в основном в возрасте 25+. Это делает его редким, но все же около трех миллионов человек в мире (одна тысячная функциональных взрослых старше 25 лет). Хотя этап теоретически сформулирован, надежного теста для него нет.
  1. Кросспарадигматическая стадия (ближе к тридцати годам и старше, если вообще есть)
  • Может иметь дело с несколькими парадигмами для создания новых полей.
  • Примеры: переформулирование физики Ньютоном, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, изобретение квантовой физики, изобретение математики хаоса и сложности, изобретение информатики, изобретение постмодернистской философии, изобретение интегрального исчисления, теория Кена Уилбера, изобретение теории струн, изобретение теории MИC (модель иерархической сложности).
  • Распространенность неизвестна, обнаруживается только у взрослых старше двадцати лет при особых обстоятельствах. Чаще всего появляется около 30. На этом этапе нет надежного теста.

Описывать приметы и поведение людей, упомянутых чуть выше , мне кажется бессмысленным в нашем контексте.

К указанным выше авторам упомянутых теорий, по мнению людей пишущих о вертикальном развитии, можно добавить мыслителей: Шри Ауробиндо, Пьер Теяру де Шардена, Вернадского. Некоторых политиков относят к этой высоте (Вацлава Гавела и Нельсона Манделу).

О социально-экономических системах этого уровня даже теоретизировать рановато.

Из области общественного сознания, пожалуй, скажу, что это поле, в котором интегрируются наука и религия. Вспоминаются слова Альберта Энштейна: «Религия без науки – слепа, а наука без религии – хрома».

В качестве резюме – некоторые тезисы, а выводы делайте сами.

Нашим поведением и мышлением управляют цМемы, которые преобразуются в мировоззрения. Уровень сложности, доступный мировоззрению, определяет вашу картину мира – призму, через которую вы воспринимаете мир и себя в нём, принимаете решения, строите планы.

Когнитивная линия является ключевым фактором (необходимым, но не достаточным) нашего развития, она может опережать другие линии на одну-две стадии.

Зонами, если не ближайшего, то видимого развития системы ценностей/мировоззрения/цМема для большинства сегодняшних лидеров являются зелёная и жёлтая стадии, лёгкое касание которых мы сегодня совершили. И весь цикл материалов субботней традиции, надеюсь, станет вакциной от АБПС.

Мне текущая действительность напоминает Условия Жизни, описанные в прошлом посте как «Выживание в глобальной деревне». Вспомните или загляните, к какой стадии УЖ относится это описание, может станет понятнее, для чего стоит идти в эти зелёные и жёлтые «сложности».

Следующий заход в «Интегральный бизнес» будет проще, прагматичнее и ближе: поговорим о менеджменте, оргразвитии и корпкультуре на спирали.