Продолжаем обновлённую субботнюю традицию «Интегральный бизнес» телеграм-канала proMANAGEMENThttps://t.me/promanagement_by

Я решил начинать каждый раз с очень краткого содержания предыдущих серий, потому что кто-то может присоединиться к каналу и традиции в «середине пути», и не хотелось бы таких «новичков» (какое слово интересное😊 и неоднозначное) бросать на «глубину» без подготовки.

«Интегральный бизнес» – два слова.

Второе подразумевается, как «бизнес» в широком, англоязычном, понимании – дело, может быть, даже дело жизни.

Интегральный – потому что в картине мира того, кто его делает, появился или появляется интегральный подход или его элементы.

Интегральный подход состоит из интегральной теории Кена Уилбера (и её «продолжений») и практик интегральной жизни (ПИЖ).

Интегральная теория, теория всего, является метатеорией, то есть изучает и пытается интегрировать другие теории, философию и даже великие традиции, некоторые из которых являются религиями.

Кен Уилбер предпринял попытку интеграции западных и восточных подходов к философии и психологии, за что его стали называть Буддой и Фрейдом в одном лице.

Про ПИЖ когда-то будет отдельная серия. Под «продолжением» интегральной теории я подразумеваю «политический» метамодернизм Ханзи Фрэйнахта, до него тоже когда-нибудь доберёмся.

Сегодня продолжаем погружение в Спиральную динамику (СД).

Напоминаю, что СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА здесь рассматривается, как  представитель базового элемента УРОВНИ интегральной теории Кена Уилбера.

В прошлый раз мы рассмотрели «двуспиральность» в грэйвзовской модели и Спиральной динамике и две спирали, по которым идёт развитие: условий жизни и ценностных мемов (цМемов).

На первой спирали находятся Условия жизни (УЖ), которые определяются четырьмя основными параметрами: время, место, проблемы и обстоятельства.

На второй спирали в Спиральной динамике (Бека и Кована) находятся ценностные Мемы (цМемы, vMem – в английском написании).

Ценностный Мем – это некий аттрактор в психике человека, «вокруг» которого формируются набор мотивов и инструкций, определяющий то, как мы принимаем решения и выставляем приоритеты, делаем выборы, каким образом мы мыслим, а не то, во что мы верим или что мы ценим. «ЦМем преобразует себя в мировоззрение, систему ценностей, определённый уровень психологического существования, структуру убеждений, организующий принцип, образ мышления и образ жизни…».

Грэйвз и его ученики и продолжатели Бек и Кован рассмотрели восемь уровней развития биопсихосоциальных систем (людей и их сообщества, организаций). Грэйвз уровни обозначал парами букв, A-N, B-O и т.д., потому что использовал две спирали. Бек с Кованом раскрасили те же уровни в разные цвета. Гуляет несколько «легенд» появления этих цветов. Какая из них ближе к правде не знаю, поэтому пересказывать не буду.

Итак, восемь «цветных» уровней развития УЖ и цМемов, от более простых к более сложным по СД: бежевый, фиолетовый, красный, синий, оранжевый, зелёный, жёлтый, бирюзовый. Знание «поговорки про то, что «каждый охотник желает знать где сидит фазан» в запоминании порядка следования уровней в СД не поможет 😊.

Кен Уилбер для обозначения уровней в своей мета-теории тоже использует цвета, которые кое-где совпадают со СД, а кое-где не совпадают. Кен ближе к последовательности цветов в спектре. Возможно, когда-нибудь мы познакомимся и с уилберовскими цветами, пока лишь скажу, что благодаря переводчику на русский язык книги «Открывая организации будущего»  Фредерика Лалу, где тот использовал уилберовскую «палитру», в русскоязычном мире появились «бирюзовые организации», которые к бирюзовости Уилбера не имеют отношения.

Больше буду описывать характеристики цМемов в их движении по второй спирали. Однако краткие характеристики разных уровней, точнее того, каким видится окружающий Мир в разных условиях жизни (УЖ), тоже приведу.

Бежевый – природные состояния.

Фиолетовый – таинственный и страшный.

Красный – жёсткий и опасный.

Синий – направляемый высшей властью.

Оранжевый – полный эффективных альтернатив.

Зелёный – коллективная привычка гуманности.

Жёлтый – выживание в «глобальной деревне» на грани хаотического коллапса.

Бирюзовый – единая живая сущность.

Как вам кажется, вы в каком мире живёте? А ваша страна, а человечество как глобальное сообщество?

К описанию цМемов мы тоже подойдём «издалека». Нас, конечно, интересуют современные взрослые и именно их изучал Грэйвз. Не зря одно из «длинных» названий его теории было «взрослых биопсихосоциальных систем». И отражение этой спирали на механизмах и инструментах управления хочется представить. Извините, придётся потерпеть, потому что поспешишь – людей насмешишь, и мой принцип в образовательных вопросах –  не навреди. Я думаю, что лучше, если вы бросите эту тему «со скуки», чем, хватанув по верхам «наломаете дров» в своей жизни и/или жизнях окружающих.

Описание движения цМемов по спирали я начну с четырёх метафор: когнитивное развитие и поведение ребёнка, развитие человечества, отражённое в культуре и социально-экономическом устройстве общества. Спиральная динамика – модель, честно скажу, непростая, и упрощать её даже для первого знакомства стоит с осторожностью, поэтому я надеюсь, что неспешность в знакомстве и метафоры помогут нам не упустить чего-то важного, а может и главного в предстоящем «раскрашенном» разговоре.  Вам, кто знакомится со Спиральной динамикой впервые или заинтересовался ещё одним взглядом на эту модель, и мне, каждый раз рассказывая об уровнях открывающему или понимающему что-то новое, придётся вписывать прочитанное, увиденное и услышанное в свои картины мира. Субботняя традиция канала – образовательный, а не информационно-обучающий проект, потому что интегральный подход и Спиральная динамика способствуют образованию новых, как правило, более сложных, картин мира. Мне отзывается понятие образования в трактовке Петра Георгиевича Щедровицкого как процесса образования онтологий (картин мира).

Итак, поехали по «цМемной» спирали в четырёх метафорах.

Первая метафора – когнитивное развитие ребёнка, в основном, по Пиаже (швейцарский психолог XX века). Пиаже изучал детей и подростков, поэтому до территории верхних уровней спирали его исследования не дошли на эти «территории», «карту» рисовали уже другие, например М. Коммонс. Думаю,на границе Пиаже – Коммонс, мы на сегодня и прервёмся, оставив «верхние этажи» на следующий раз.

Спираль начинается с бежевого витка

Рождаясь, ребёнок уже является «биопсихосоциальной» системой. Он ощущает и соответствующе реагирует на процессы в своём организме и внешнем мире на: тепло или холод, яркий свет или темноту, мамин голос и прикосновение нежных рук или непонятно откуда появившееся пощипывание кожи в нижней части тела и неприятный запах. Говорят, что примерно три месяца после рождения, ребёнок не имеет представления о наличии границы своего тела и внешнего мира. Реакции на раздражители – в основном «инстинктивного» характера, хотя у ребёнка уже в нескольких часов от роду есть память, хотя и очень кратковременная.

Поведение ребёнка в первые примерно три месяца жизни продиктовано врожденными рефлексами, которые выражаются в соответствующей немедленной реакции на раздражители, приятные или нет, внешние или внутренние, без разницы. Текущие моторные возможности весьма ограничены, поэтому голос и его громкость являются одной из основных «сигнальных» систем.

Что там в истории человечества? Можно принять за бежевую часть истории период выделения человека из гоминидов. Социальное устройство скорее похоже на небольшие стаи, в которых есть социальные иерархии.

Речи нет, на скалах ещё никто не рисует – культуры, этики, морали и тем более религии  и менеджмента пока ещё нет.

Фиолетовый виток цМемной спирали

Ребенок в возрасте около трёх месяцев начинает различать «границы» своего физического тела, но психологически ещё не может пока отделить себя от окружающего мира. Он ощущает себя частью чего-то большого и пугающего своей непонятностью, пространства, откуда по неведомо каким поводам прилетают то неприятности, то что-то хорошее. Нет понятия о времени, его линейности: прошлое – настоящее –  будущее. Есть круговорот в астрономическо-биологических циклах: день(бодрствование) – ночь(сон) – сутки прочь. Растёт способность к различению людей, появляется разделение на своих и чужих. Память «удлиняется». Начинают появляться и проявляться новые эмоции: интерес, страх. Мышление соответствующее этому цМему называют магическим.

Благодаря расширяющимся моторным способностям, сел, пополз, стал, пошёл, расширяется «география» исследуемого мира и количество способов взаимодействия с ним.

 

Человечество в своей истории пережило «когнитивную революцию». Хомо сапиенсы и ещё как минимум пять представителей рода хомо (неадертальцы, денисовцы…) объединились в небольшие племена, состоящие из нескольких семей (без ЗАГСов и моногамии). Плотность земного населения позволяет племенам в несколько десятков (до 150) человек мало пересекаться с другими племенами, нет острой конкуренции за территории и ресурсы, в первую очередь продовольственные. Первобытно-общинный строй, в котором преобладают охотники, собиратели, садоводы. Появляются первые «сложные» технологии производства орудий труда и охоты из металла, идёт процесс одомашнивания животных. Внутри племён появляются выделенные социальные роли. Авторы Спиральной динамики считают, что вожди первобытных племён были скорее не руководителями, а координаторами – именной такой стиль управления был наиболее востребован и приемлем.

Внешними проявлениями когнитивной революции стало появление речи, устного и других видов (наскальная живопись, скульптура) творчества. С речью появляются и попытки установить закономерности и объяснить столь завораживающий и непонятный внешний мир. Всё необъяснимое, в первую очередь природные явления, наделяется магическими свойствами, таинственный мир наполняется духами и сверхъестественными силами. Появляются люди, которые успешнее других могут взаимодействовать со сверхъестественным, они накапливают и даже передают по наследству знания о способах и правилах этого взаимодействия. Для остальных соплеменников  они организуют участие в общении со сверхъестественным через ритуалы, которые становятся средством передачи культуры. Суровые условия жизни не способствуют большой продолжительности жизни, отсутствие письменности и связанные с этим ограничения возможностей накопления и передачи знаний делают ценными людей долго живущих, много видевших и, соответственно, больше знающих. Уважение к старшим «растёт» из этой их ценности для сообщества.

Красный виток спирали

И снова начинаем с детей. В возрасте 2-3 года у детей появляется психологическое Я. Ребёнок осознаёт свою психологическую отдельность, самостоятельность. В психологии есть термин – “позиция первого лица”. Чем эта позиция отличается от позиции второго и т.д. лиц? Тем, что ребёнок (мы говорим о когнитивном развитии по Пиаже) на этой стадии своего развития НЕ МОЖЕТ (НЕТ у него такой способности) представить что видит, чувствует, тем более думает другой человек. Опишу один из опытов Пиаже. Экспериментатор показывает ребёнку мяч, наполовину синий, наполовину красный. Ребёнок видит, что мяч двухцветный, называет оба цвета. Затем экспериментатор становится напротив ребёнка, поворачивает мяч к нему, например, синей стороной и спрашивает: «Какого цвета ты видишь мяч?». Ребёнок отвечает: «Синий». Э.: «А я какого цвета мяч вижу?». Р .: «Синий». Будьте уверены, этот эксперимент проводился очень много раз, дети не были ни тупыми, ни «беспамятными». На этой стадии когнитивного развития (у Пиаже она называется «Дооперационная» и дети проходят её в возрасте от 2-3-ёх лет до 5-7-ми лет), ребёнку НЕ ДОСТУПНА позиция второго лица. Это – нормально. Менее нормально, но приходится, и нередко, встречать взрослых, которым также не доступна та же позиция второго лица. И это не с возрастом связано.

Изобретательность, в том числе, в методах манипуляции другими, строится не столько на «уме» сколько на хитрости.

Про поведение. Во-первых, все должны узнать о появлении столь грандиозного открытия – Я! Это Я демонстрируется всеми доступными способами. На этой стадии речь уже состоит из предложений, которые постепенно удлиняются и усложняются, начинают складываться в некие истории.

Про человечество. Аналогией начала «красного периода» человеческой истории может служить переход к плужному земледелию. Как считается, именно этот переход совершил аграрную революцию, привёл к образованию излишков продовольствия и запустил массу процессов, кардинально изменивших социально-экономический уклад человечествa. К этому периоду относятся образование и развитие городов, следом государств и даже первых империй, которые, правда, существовали недолго, редко переживали своих создателей – людей с большим Я, Александра Македонского, например. Деньги, торговля, в том числе международная, в том числе людьми, появились на этом этапе развития человечества.

Духи Земли, Воды и т.д. уступили место Богам, часто антропоморфным, и нередко довольно кровожадным. Жертвоприношения, в том числе человеческие, чтобы задобрить богов, присущи большинству религий и культов того периода на разных территориях планеты Земля, даже не связанных между собой. Избыток продовольствия, а следом и других благ, дал возможность появится людям, необременённым заботами о зарабатывании на хлеб насущный тяжёлым продолжительным трудом. Среди таких людей были и люди необделённые различными талантами, что привело к развитию культуры, философии, включавшей и древнюю науку.

Синий виток спирали

Как думаете, почему дети в школу идут в 5-7 лет? Потому что они, по Пиаже, переходят на стадию конкретных операций. У них налаживаются дела с мячиком, потому что им становится доступной позиция второго лица. Совершенствовать её ещё предстоит, но возможность, которой не было раньше, возникает. Т.е. дети в этом возрасте могут понять что видит, чувствует другой человек. Эта способность позволяет им понимать и принимать правила, выработанные другими людьми и принятыми в их окружении. Причём подчинятся не из чувства страха перед наказанием (эта история работает и на “красном уровне”), а приняв правила уже созревшему Я. Чуть позже начинают созревать чувства: долга, готовности пожертвовать чем-то своим ради других, не от вынужденного подчинения, а понимания и принятия, что так делать хорошо и правильно. Некоторые когнитивные способности проявляются более ярко. Например, с простой арифметикой, особенно в текущей моде на «раннее развитие», дети знакомятся раньше 5-ти лет. При этом можно заметить, что прямые операции (сложение) им даются значительно легче, чем обратные (вычитание). С переходом на стадию конкретных операций вычитать и делить становится заметно легче.

На этой стадии дети с удовольствием или минимальным сопротивлением собираются в группы, предписанные правилами, установленными кем-то авторитетным, даже непосредственно незнакомым. Для формирования идентичности «Мы» на этой стадии, правда, понадобятся «Они», по-другому не получается.

 История недолговечности предыдущих империй показала, что долго удерживать в повиновении большие территории и количества людей, опираясь только на силу и авторитет вождя не получается. Условия жизни требовали новых социально-экономических, организационных и идеологических» форм. Феодальное общество, построенное на чётко нормированных, узаконенных многоступенчатых светских иерархиях, опирающихся на иерархии церковные, стало очередной ступенью развития в социально-экономической сфере. Церковь как общественный и государственный институт не только создавала и хранила идеологию, которая обеспечивала легитимизацию структуры власти, но и удерживала большие массы людей в подчинении с минимальным уровнем физического насилия. Поэтому одним из способов расширения «новых империй» стало силовое обращение «неверных» в свою религию, а дальше уже церковь, опирающаяся на «правильную» религию поддерживала стабильность в долгосрочной перспективе.

Принцип «плохо сейчас, хорошо потом» лежит в основе религий и идеологий «синего периода». Эти религии и идеологии воспитывают не только покорность перед Богом, но и перед его помазанниками, перед всей иерархической системой власти, которая, конечно, от Бога. Единственно правильный путь указывает единственно истинный Бог. Какой? Безусловно наш. Все остальные Боги и религии – ошибки или ересь, которую надо искоренять. Людей надо любить и им помогать, но речь идёт только о «ближних» – т.е. наших единоверцах. На остальных людей эти правила благочестия не распространяются. Мы или Они. С течением истории власть и влияние Церкви на светскую власть в большинстве обществ ослабла, однако сформированные принципы остались жить. Власть перешла от Закона Божьего к Закону светскому, правилам, инструкциям. Иерархии феодалов сменились иерархиями государственных служащих и управленцев в негосударственном секторе. Эта конструкция долго показывала свою эффективность, потому что была адекватна Условиям Жизни.

Оранжевый виток спирали.

В возрасте 11+ лет уже скорее подросток, чем ребёнок, переходит на стадию формальных операций по Пиаже. Ему становятся доступны абстрактное мышление и дедукция, появляется способность мысленно строить цепочки причинно-следственных связей и вперёд, и назад, переходить от частного к общему и от общего к частному. Способность к критическому мышлению может устойчиво демонстрироваться только на этой стадии когнитивного развития, не раньше. Становится доступной позиция третьего лица – возможность посмотреть на своё взаимодействие с кем-либо как бы со стороны. Сначала ретроспективно, вспоминая некое событие.

По заявлению современных нейроисследователей, у появления этих способностей есть нейрофизиологический коррелят – ускоренная миелинизация лобных долей головного мозга (что это такое, и правду ли я написал про миелинизацию, можете проверить сами, включив критическое мышление). Поведение подростка определяется не только новой стадией когнитивного развития, а и более «бежевыми» процессами в его организме, которые называются «пубертат». По моим наблюдениям, можно довольно просто определить. кто победит: «оранжевые» когнитивные «формальные операции» или «бежевый» гормональный взрыв, который тянет в «красный». Стоит взглянуть на условия жизни: время, место, проблемы, социальные обстоятельства (см. прошлые посты), в которых подросток переживает этот «переход». Может быть, именно потому что условия жизни очень большого количества людей пока далеки даже от «оранжевого» мира, полного эффективных альтернатив, а именно условия жизни пробуждают цМемы, у большого количества подростков их цМемы в этот турбулентный период сваливаются назад в «красную зону». Это, кстати, не означает когнитивную деградацию на предыдущие уровни, хотя и может затруднить дальнейшее когнитивное развитие. Поэтому если вы – родители приближающегося к пубертату подростка, вам стоит задуматься какие вы создадите условия жизни своему ребёнку для прохождения столь непростого перехода, не только гормонального, но и когнитивного.

Зная марксовскую спираль, нетрудно догадаться, что за «синим феодализмом» следует «оранжевый капитализм». Современная демократия и разделение властей. Можно за яркую точку этого социального перехода взять 70-ые и 80-ые годы XVIII века когда во Франции и США произошли буржуазные революции. Чуть раньше началась научная революция, которая заложила фундамент современной науке.

Юваль Ной Харари называет капитализм не только социально-экономическим укладом, но и религией современности. «Бог умер» провозгласил Ницше. Не смотря на продолжение существования института церкви и большого количество людей, продолжающих соблюдать «синие» религиозные ритуалы, умами их управляют совсем другие идеи и ценности. Рационализм, эгалитаризм, редукционизм, стремление к свободе и успеху, гонка за эффективностью составляют костяк ценностей и определяют поведение значительной части западных людей за пределами «воскресной мессы».

На этом на сегодня всё. Получилось и так довольно длинно.

В завершение скажу, что мы рассмотрели доконвенциональные и конвенциональные стадии.

Следующий раз заглянем в постконвенциональное пространство. (https://spiraldynamics.by/2021/09/25/post-conventional-levels-of-the-spiral/)

Предыдущий пост (об условиях жизни и принципах СД): https://spiraldynamics.by/2021/08/28/spiral-dynamics-levels-of-integral-theory/