СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА – яркий представитель базового элемента УРОВНИ интегральной теории Кена Уилбера.

Продолжаем обновлённую субботнюю традицию «Интегральный бизнес» канала proMANAGEMENT.

Интегральная мета-теория – изучает, систематизирует и интегрирует другие теории, модели, практики. Теория Клэра Грэйвза и выращенная из неё его учениками Доном Беком и Крисом Кованом СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА попали в круг рассматриваемых Уилбером теорий. Спиральная динамика обогатила интегральный подход, а одна из её «ветвей», благодаря совмещению Беком спиральной динамики с уилберовскими квадрантами, стала интегральной спиральной динамикой.

Со спиральной динамикой принято начинать знакомиться с её уровней, которые обозначены цветами. Даже Анатолий Баляев, которого я называю «заслуженный популяризатор СД России», выступавший литературным редактором русского издания книги Бека и Кована «Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке» начинающим «спираловедам» рекомендует читать книгу с третьего раздела.

По моим наблюдениям, такое начало часто знакомством с уровнями и заканчивается. Применение спиральной динамики, а точнее её поверхностной, основанной только на знакомстве с уровнями, интерпретации может нарушить принцип «Не навреди», которому неплохо бы следовать не только врачам, а и тем, кто пытается управлять ценностями, лидерством и изменениями.

Поэтому своё изложение спиральной динамики начну не с уровней. Мы «разберём» одно из названий теории Грэйвза «Двуспиральная динамическая эмерджентная циклическая модель развития взрослых биосоциальных систем». Познакомимся с принципами спиральной динамики, некоторые из которых уже упоминались в предыдущих субботних постах, как общие законы/принципы не только СД, а всех моделей базового элемента УРОВНИ.

А к подробному рассмотрению самих уровней мы подойдём только в следующей встрече в рамках субботней традиции «Интегральный бизнес».

Итак, «Двуспиральная динамическая эмерджентная циклическая модель развития взрослых биопсихосоциальных систем» – что стоит за некоторыми словам, кратко.

«Двуспиральная». В грэйвзовской модели и спиральной динамике рассматриваются две спирали, по которым идёт развитие: условий жизни и ценностных мемов (цМемов).

Условия жизни (УЖ) определяются четырьмя основными параметрами: время, место, проблемы и обстоятельства.

Историческое ВРЕМЯ – определённый период в развитии отдельного человека, некая фаза его жизни, а в отношении сообщества – особенный этап развития культуры (в широком смысле этого слова).

Географическое МЕСТО – физические условия, природная или создаваемая человеком экология, присутствующая в восприятии человека или группы и во многом формирующие отношение ко многим базовым жизненным понятиям. Понимания, например, того, что: далеко – близко, высоко – низко, тепло-холодно, быстро-медленно у людей и групп, проживающих в тропических джунглях, степях Монголии, горах Тибета или заполярной тундре, а также жителей мегаполисов и сельской местности могут сильно отличаться.

 Человеческие ПРОБЛЕМЫ – приоритеты, нужды, заботы и требования к существованию, возникающие перед каждым человеком или группой, причём некоторые из них присущи всем людям, а другие уникальны для культуры сообщества или личности. Кто-то ищет хорошие условия для финансирования очередного международного проекта, а кому то-то приходится тщательно планировать расходы на еду и простые бытовые расходы, чтобы «дожить до зарплаты». На процесс развития и стремление к нему это влияет существенно.

Социальные ОБСТОЯТЕЛЬСТВА – расположение отдельных личностей, групп и культур внутри иерархий власти, статуса и влияния. Отличной иллюстрацией этого параметра Условий Жизни (УЖ) является ролик: «Гонка за 100 долларов». Найдите на Youtube, посмотрите. Вспоминается анекдот: «Сын полковника спрашивает отца: «Папа, я буду генералом?». Отец отвечает: «Нет, сынок». «Почему?». «Потому что у генерала есть свой сын».

Выводы важные для человека, который решил, что управление ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке  – это его ДЕЛО:

Никакие два человека не находятся в одних и тех же обстоятельствах в тоже время, в одном и том же месте, и со сходными проблемами

Никакие два человека не могут проживать в концептуально одинаковых мирах или одинаково переживать одни  и те же события.

На второй спирали в Спиральной Динамике (Бека и Кована) находятся и по ней двигаются ценностные Мемы (цМемы, vMem – в английском написании).

Ценностный Мем – это некий аттрактор в психике человека, «вокруг которого» формируются система мотивов и инструкций, определяющих то, как мы принимаем решения и выставляем приоритеты, делаем выборы, каким образом мы мыслим, а не то, во что мы верим или что мы ценим. Моя астрономическая метафора аттрактора – чёрная дыра. Её невозможно увидеть, но хорошо наблюдается то, что эта чёрная дыра собрала вокруг себя. От массы чёрной дыры зависит то, что вокруг неё «вращается»: газовое облако или, например, галактика Млечный Путь, состоящая из множества звёзд и звёздных систем. Так и вокруг цМема формируются базовые ценности человека по разным вопросам: семья, бизнес, спорт, политика, религия и т.д. «ЦМем преобразует себя в мировоззрение, систему ценностей, определённый уровень психологического существования, структуру убеждений, организующий принцип, образ мышления и образ жизни…».

Термин «мем» позаимствован Беком и Кованом у Ричарда Докинза и Михая Чиксентмихайи, которые называл мемами единицы культурной информации (в политике, моде, языке, архитектуре…) которые самораспространяюся, самотиражируются, самовоспроизводятся в нашем коллективном сознании.  Авторы спиральной динамики выдвинули гипотезу о существовании мета-мемов, которые задают структуры, которые наполняются содержанием мемов. Эти мета-мемы в Спиральной динамике и называются цМемы. По той же гипотезе «Изначально формируясь в мозгу каждого человека, цМемы обладают такой жизненной силой, что овладевают целыми группами людей и начинают сами структурировать их мышление».

Спиральная динамика описывает как цМемы взаимодействуют и развиваются в различных биопсихосоциальных системах: индивидуумы(люди), организации, общества.

Модель. Я обычно пользуюсь следующим определением. Модель – упрощённое описание или изображения некоторого аспекта реальности, сделанное для практического применения: изучения, использования доступными средствами и инструментами. «Все модели плохи, потому что искажают/упрощают действительность, но некоторые бывают полезны».

Биопсихосоциальных систем. Даже отдельный человек является биопсихосоциальной системой. Если для изучения отдельных аспектов жизни человека «с использованием доступных средств и инструментов», «разделять» его на био- психо- и социо- допустимо, то для управления, в том числе изменениями и развитием, без системного рассмотрения всех этих аспектов и их взаимодействия уже не обойтись. Хотя можно, по-Жванецкому: «Можно лечиться бесплатно (в нашем случае условий жизни и ценностных мемов (цМемов). )? Можно…Если не интересует результат». Ещё более комплексно на это посмотрим, рассматривая «Квадранты» интегральной теории.

Эмерджентная. Раз уж речь идёт о системах, то одним из свойств систем является эмерджентность, которой называют появление у системы свойств, которых нет у её компонентов и которые не образуются в результате простого сложения свойств элементов этой системы. Близкие по смыслу явления/феномены: синергия, переход количества в качество.

Не отражённое в названии свойство развития, на которое обращает внимание спиральная динамика – фрактальность. Например замечено, что каждый человек в собственном развитии проходит стадии чем-то похожие на развитие человечества на протяжении всей истории. Поэтому, рассказывая о стадиях развития взрослых биопсихосоциальных систем посмотрим и на историю человечества через призму модели спиральная динамика.

Авторы спиральной динамики сформулировали семь принципов. Я перечислю их и приведу что-нибудь, что показалось мне важным при рассмотрении каждого из них, потому что задачи углубленного изучения спиральной динамики перед субботней традицией канала не стоит.

Принцип 1. Люди обладают способностью создавать новые цМемы.

Уровни – это не типы и не состояния «лучше или хуже», они отражают то, насколько сложным представляется окружающий мир с точки зрения того или иного человека или сообщества.

Принцип 2. Условия жизни пробуждают цМемы, которые могут развиваться, подниматься вверх, регрессировать или затихать в итоге.

Грэйвз считал, что цМемы являются продуктом взаимодействия нервной системы человека с окружающей средой – вышеописанными четырьмя параметрами условий жизни: время, место, проблемы, обстоятельства.

Условия жизни порождают новые цМемы, которые позволяют людям рождать новые идеи и деятельности, создающие новые условия жизни – спираль начинает раскручиваться. В какой-то момент может возникнуть вопрос про курицу и яйцо 😊.

Следствием опоры на этот принцип в управлении ценностями, лидерством и изменениями является хорошая практика «засолки огурцов», описанная в прошлом посте субботней традиции.

Принцип 3. Зигзаги цМема между самовыражением и самопожертвованием.

Андрей Теслинов, у которого я немного учился «развитию», говорит о том, что судить о  переходе системы с уровня на уровень в процессе развития, можно по изменению некоего «базового инварианта» системы. В спиральной динамике таким инвариантом может быть фокус внимания, направление «основного вектора заботы» живой системы на себя или на других. Мы вернёмся к этому вопросу , рассматривая все уровни.

Принцип 4. ЦМемы возникают в спирали волнообразным образом.

У каждого уровня/стадии есть три стадии. В СД – это вход, пик, выход. Стадия пика, чистого одного уровня, скорее теоретическая. Рассматривая стадии/уровни посмотрим на это подробнее.

Иллюстрирующее видео

https://youtu.be/UHFiJXSNtZk

Принцип 5. При движении вверх и вниз по спирали цМемы проходят через уровни усложнённости.

«Пробуждение по спирали происходит от более простых форм к более усложнённым…»

Михай Чиксенмихайи писал: «…сложные навыки вырабатываются вследствие сложных занятий…», т.е. усложняющиеся условия жизни приводят к развитию более сложных способов мышления. Не у всех ☹.

Принцип 6. Цмемы существуют в нас, формируя личностные профили по типу луковицы.

В общих законах развития по уровням, мы рассматривали закон/принцип «превосхождения и включения». Во введении мы упоминали линии развития, по которорым развитие может идти с разной скоростью.

Системы ценностей на которые опирается способ мышления состоит из набора представлений о разных аспектах окружающей действительности, и эти представления развиваются, превосходят и включают предыдущие не равномерно. Если изобразить «профиль» цМема некоторого человека можно было бы увидеть «пластичную мятую луковицу» – по словам Клэра Грэйвза.

Принцип 7. Цмемы формируют по всей спирали Группы шести.

 Гипотеза. Седьмой уровень похож на первый, восьмой – на второй…, но на другом порядке сложности. Больше восьми уровней наблюдать не приходилось. Исходя из предположения что живые системы – открытые системы, развитие возможно «в бесконечность». Ещё раз возвращаемся к фрактальности.

 На этом введение в спиральную динамику заканчиваю.

 Следующий раз будем рассматривать  УРОВНИ, по которым двигаются цМемы, а не люди.