Продолжаем обновлённую субботнюю традицию «Интегральный бизнес» канала proMANAGEMENT https://t.me/promanagement_by
По традиции внутри традиции начинаем с «краткого содержания предыдущих серий».
Уже несколько «серий», и думаю ещё одну следующую, говорим о спиральной динамике (СД).
Мы рассматриваем СД как одного из представителей базового элемента интегральной теории Кена Уилбера – УРОВНИ. Живые системы (люди и их сообщества, организации) в своём эволюционном развитии последовательно проходят УРОВНИ на разных ЛИНИЯХ. У человека линии могут быть : когнитивная, эмоциональная…сила воли… Спиральная динамика описывает движение по ценностной линии.
Ученики Клэра Грэйвза Дон Бек и Крис Кован на базе теории своего учителя создали спиральную динамику, как социальную технологию, предназначенную, в том числе, для управления или влияния на изменения и развитие живых систем.
Для обозначения разных уровней двух спиралей (условия жизни и цМемы) Бек с Кованом использовали разные цветовые «коды»: бежевый, фиолетовый, красный, синий, оранжевый, зелёный, жёлтый, бирюзовый.
Приведу своё понимание того, что называю развитием в рамках статей/постов в субботней традиции «Интегральный бизнес». Развитие — это стадийный/уровневый процесс количественно-качественных изменений в живой системе, в котором возрастает сложность этой системы, а при последовательном переходе на следующий уровень/стадию система изменяет на противоположный некоторый свой инвариант.
В спиральной динамике таким инвариантом, который изменяется при переходе с уровня на уровень, является направление фокуса внимания (центрированность) системы на себя или других. Забегая вперёд, скажу, что по мере возрастания сложности «контрастность» этих полярностей: центрированности на себя или других, уменьшается.
В предыдущую субботу я предлагал вам познакомиться с двумя материалами о спиральнодинамическом взгляде на уровни развития менеджмента/стиля управления и корпоративной культуры. Эти два взгляда превратились в две «Решётки интегрального бизнеса», названных в честь нашей субботней традиции.
Следом я сделал третью решётку, более полно охватывающую все восемь уровней СД, с расположенными на осях двумя спиралями: условия жизни и цМемы. Публиковал я её в фейсбуке. Повторю и здесь. Заодно повторю и предложение «поиграть» на этой решётке.
Предлагаемая решётка может стать игровым полем в настольной игре (вариант правил предложу ниже). Можно для той же игры сделать «игральные карты»: один узел решётки – одна карта.
Как играть?
Мой вариант (вы можете придумать и другие): случайным образом выбрать узел (бросанием «кубика» на игровое поле, с закрытыми глазами «тыкание» пальцем в монитор с выведенной на него решёткой, вытягиванием карты из колоды), а затем вспомнить или придумать историю-метафору о том, как человек или сообщество с выбранным цМемом «оказывается» в выбранных условиях жизни.
Кстати, эта игра может стать хорошим «упражнением» для коучей, использующих метафоры и спиральную динамику.
А если у вас есть опыт создания настольных игр, можно по решётке проложить разные маршруты со взлётами и падениями, паузами, гамма-ловушками и т.д. Кидай кубики и двигайся в правый верхний угол решётки.
В прошлый раз я предложил вам взгляд на один из способов мыслить – отчуждать мысли от мозга, «овеществлять» их во вне себя: записывать, рисовать схемы, обсуждать их с другими.
Я призывал вас: «Используйте мышление письмом и делитесь результатами с коллегами».
Сегодня я расскажу об одном методе, который позволяет упростить вход в привычку мыслить письмом. Я использую этот метод уже много лет. Называется он КИВИ – акроним по первым буквам слов Кому, Интересно, Важно, Использую.
Кратко расскажу, как я пользовался и пользуюсь этой «технологией мышления письмом», а вы можете использовать эти описания или модифицировать их «под себя».
Два варианта «графического исполнения»: квадранты (квадрат, разделённый на четыре части вертикальной и горизонтальной линиями) или интеллект карта с четырьмя «основными» топиками. Соответственно, в четыре квадранта или четыре топика попадают Кому, Интересно, Важно, Использую. Следом «заполняем» соответствующие квадранты или добавляем веточки от «скелетных ветвей» (основных топиков) интеллект-карты.
В поле «Кому» пишем имена людей, с которыми в ближайшие часы или дни мы обсудим (лучше вербально) это КИВИ. Хорошо, если это будут люди, которым ваше КИВИ на «заданную» тему будет полезно или интересно, и которые с вами его смогут обсудить и даже подискутировать. Неплохо, если человек хотя бы выслушает ваш рассказ о вашем КИВИ.
В поле «Интересно» пишем то, что в рассматриваемой «теме» вызвало у нас базовую эмоцию – интерес, возможно вы узнали что-то новое или неожиданное.
В поле «Важно» – то, что «задело» ваши некоторые убеждения, ценности, побудило, если не пересмотреть их, то, как минимум, поразмышлять над ними.
В поле «Использую» (глагол в БУДУЩЕМ времени) пишем КОНКРЕТНЫЕ действия, которые мы совершим в ближайшие несколько дней, в качестве эксперимента или пробы некоторой практики, как изменим своё поведение в ближайшей уже видимой (мысленно) ситуации, исходя из осмысливаемого в этом КИВИ «материала». Вариант «Буду проявлять больше эмпатии во время бесед с коллегами/подчинёнными» – хорош, в принципе, но не очень подходит к этой технологии.
И парочка «правил», которые я придумал для себя, и которыми делюсь, рассказывая об этой технологии мышления письмом:
В каждое поле пишу не менее четырёх записей.
В поле «Кому» стоит писать конкретных людей. Варианты: «Коллегам» или «Знакомым», — плохой, с точки зрения этой технологии, вариант.
В полях «Интересно», «Важно» и «Использую» записи должны представлять собой развёрнутые предложения с подлежащим и сказуемым, состоящие не менее чем из пяти слов. Записи должны краткими – одно-два предложения-тезиса.
Поля заполняю «по кругу» К—>И—> В—>И. Не обязательно полностью «наполняю» поля всеми четырьмя записями с первого «входа» в поле. Как правило, делаю несколько «кругов».
Сегодня я поделюсь с вами своим КИВИ про спиральную динамику. В связи с тем, что это КИВИ предназначено для публикования и прочтения кругом лиц, не всегда мне известных, некоторые из вышеизложенных «правил» в нём нарушены.
КОМУ
1) Читателям субботней традиции «Интегральный бизнес» Telegram-канала https://t.me/promanagement_by и
2) Читателям блога на сайте https://spiraldynamics.by/blog/
3) Участникам обучающих и образовательных программ, посвящённых управленческой тематике и интегральному подходу, в том числе образовательного синхронно-асинхронного онлайн курса «Интегральный подход. Прагматичный вход».
4) Некоторым моим коучи (в той или иной части).
ИНТЕРЕСНО
1) Понятие «биопсихосоциальная система» подходит и к человеку, и к человеческим сообществам: организациям (их коллективам), командам, к обществам (от населения маленькой деревни до всего человечества). Более интересно то, что все биопсихосоциальные системы развиваются и эволюционируют по одним и тем же, или как минимум, схожим, законам, а каждый человек, рождаясь и взрослея «повторяет» путь взросления человечества от доисторических времён до современности. В связи с тем, что эти законы действуют независимо от вашего их знания и понимания, лучше их знать, понимать, принимать (не сопротивляться) и использовать во благо.
2) Принцип «трасценденции и включения» утверждает, что каждая следующая стадия/уровень не просто заменяет предыдущую, а превосходит её — становится сложнее, и включает в себя, как некий глубинный исток, основание. К сожалению, интеграция предыдущей стадии проходит не всегда гармонично, что может откликнуться позже в виде различных «теневых» проявлений.
3) Развивается и усложняется не только «светлая сторона» условий жизни и цМемов, что привносит новые уровни сложности не только в достижения, но и угрозы. Мы живем во времена, когда сознание второго порядка уже очень необходимо, потому что первопорядковые биопсихосоциальные системы рождают глобальные проблемы значительно быстрее, чем способы их решения.
4) «Теплыми» цветами: бежевый, красный, оранжевый, жёлтый в спиральной динамике закодированы цМемы центрированные на «Я», а цМемы центрированные на «Мы» обозначены «холодными цветами»: фиолетовым, синим, зелёным, бирюзовым.
ВАЖНО
1) Эволюция живых систем не гарантирует постоянного движения «вверх» к большей сложности. В силу разных причин: изменение условий жизни, внешние кризисы, вызванные, например, текущей пандемией, могут затормозить развитие любой биопсихосоциальной системы, будь то человек или общество, а некоторые системы могут «деградировать» на один-два уровня «вниз».
Пример торможения условиями жизни: При рассмотрении «оранжевой» стадии в метафоре когнитивного развития я писал, что на стадию формальных операций МОЖЕТ перейти любой подросток. Физиологические структуры в его мозге для этого к 12-14 годам «созревают», (лобные доли милиенизируются?). Но НЕвостребованность сложного логического мышления, дедукции и абстрактного мышления системой образования, внешней социальной средой, отсутствие в ней массовых «оранжевых» ценностей, может оставить и оставляет большое количество людей на стадии конкретных операций в когнитивном развитии и синей стадии развития ценностей.
2) Нет никаких доказательств возможности «перепрыгнуть через ступеньку» в развитии живой системы. Как бы не хотелось, особенно, молодым и просвещённым в теоретической части спиральной динамики, найти “прокол” с красного или синего сразу в бирюзовый, фактов подтверждающих такую возможность пока не найдено, но можно встретить примеры, когда лидер организации, находящейся в развитии своих системы управления и корпоративной культуры на границе «красного» и «синего», называет свою организацию и себя «бирюзовыми».
3) Менеджеру или лидеру важно знать, что управляющая структура должна быть на полступеньки или ступеньку выше управляемой в своём развитии. “Гармоничной” является система, в которой лидер несколько «выше» по уровню развития цМема , чем его последователи/ подчиненные, потому что любая система стремится к гармонии. Если во главе организации/подразделения, центр тяжести в развитии системы управления которой находится на синем уровне, окажется лидер с красным уровнем развития цМема, и при этом он будет обладать достаточными властными полномочиями, он постарается «гармонизировать» систему, стянув её в «красно-фиолетовые» уровни, и у него это может получиться.
4) Спиральная динамика – это не только теория, карта, модель, а и социальная технология управления изменениями. О технологической и методологической составляющей будет отдельный пост.
ИСПОЛЬЗУЮ
1) Друкер с Адизесом давно меня научили планирование того, что собираешься делать начинать с того, что делать точно НЕ будешь.
Применительно к Спиральной Динамике: НЕ используйте цвета «кодирующие» стадии/уровни развития цМемов и Условий Жизни для «окрашивания» людей/организаций. цМемы «живут» и развиваются «внутри» людей, социальных систем, точнее их сознания, в том числе коллективного. ПОМНИТЕ: для определения доминирующего цМЕМа, ПОЧЕМУ биопсихосоциальная система (человек, коллектив, общество) делает то или иное, важнее того, ЧТО она делает.
2) Используйте знание спиральной динамики для повышения эффективности, в том числе управленческой, коммуникации. Помните , что коммуникация между «представителями» разных цМЕМ-ов, будет эффективной только на языке менее сложного из них.
Не эффективно и не продуктивно пьяному хулигану, который в тёмном переулке просит закурить, читать лекцию о том, как курение негативно влияет на физиологические структуры человеческого организма: лёгкие и кровеносные сосуды, в том числе головного мозга.
3) Лидер-руководитель должен обеспечить мирное существование цМемов и их «носителей» (людей, команд, подразделений) в возглавляемой организации, потому что в любой большой биопсихосоциальной системе, всегда будут объекты и субъекты, находящиеся на разных стадиях развития. Не тяните насильно людей по спирали вертикального развития за пределы подходящих им, в том числе, по «роду деятельности» цМЕМ-ов. Может и неплохо если, в бухгалтерии останется доминирующим синий цМем, в маркетинге – оранжевый, а профсоюзном комитете – зелёный.
4) Используйте Спиральную динамику, её основные «правила», методологическую и технологическую составляющие в коммуникации, мотивировании, планировании и проведении изменений в организации, развитии её систем управления, корпоративной культуры.
Следующий раз поговорим о «социально-технологической» составляющей спиральной динамики.
Предыдущий пост про решётки «Интегрального бизнеса»: https://spiraldynamics.by/2021/09/25/post-conventional-levels-of-the-spiral/
Следующий пост про социальную технологию: https://spiraldynamics.by/2021/10/16/sd-social-technology/