Продолжаем субботнюю традицию «Интегральный бизнес» телеграм-канала https://t.me/promanagement_by и сайта https://spiraldynamics.by/.
В этот раз я выдаю новый текст, но напоминаю, что иногда по субботам я буду «отдыхать», и при этом что-то интегральное всё равно обязательно подкину из своих прошлых материалов или материалов коллег по интегральному сообществу.
Традиционно начинаем с «краткого содержания предыдущих серий».
В августе субботняя традиция канала сменила тему с «Инсайты Ицхака Адизеса» на «Интегральный бизнес». В прошлый раз мы завершили довольно развёрнутое знакомство c моделью развития взрослых систем – спиральной динамикой (СД), которую рассматривали, потому что она является одним из представителей базового элемента УРОВНИ (LEVELS) в Интегральной теории Кена Уилбера.
«Главный» акроним интегральной теории – AQAL (по-русски принято произносить «аквал») – All Quadrants All Levels – все квадранты все уровни.
С уровнями мы познакомились на примере спиральной динамики, в которой восемь уровней: бежевый, фиолетовый, красный, синий, оранжевый, зелёный, жёлтый и бирюзовый. Восемь уровней – это восемь витков двух спиралей, которые проходят Условия Жизни (время, место, проблемы, обстоятельства) и цМемы (аттракторы в психике/культуре которые формируют вокруг себя систему ценностей человека/сообщества. Эта система ценностей на каждом витке имеет определённый уровень сложности и определяет то, как (а не что) мы думаем, как расставляем приоритеты, почему принимаем те или иные решения. Эти восемь уровней рассмотрены и описаны, но предполагается, что система – открытая, новые уровни в рамках эволюционного развития будут добавляться, даже ближайшему, который пока не описан цвет присвоили – коралловый.
При использовании спиральной динамики, например в коммуникации или мотивации, стоит помнить, что каждому уровню развития нужны свои особенные подходы. Пытаясь разобраться, на каком уровне находится «центр тяжести» системы ценностей субъекта, с которым вы собираетесь взаимодействовать, надо разобраться ПОЧЕМУ человек/сообщество что-то делает, в этом можно найти ответ об УРОВНЕ, а не в том, ЧТО человек/сообщество делает. Пока не разобрались с уровнем, можно воспользоваться универсальным стилем лидерства В-О-А (Вежливость-Открытость-Автократия).
С проявлениями спиральнодинамических уровней в разных жизненных аспектах можно познакомиться в интеллект-картах (mind-map): https://spiraldynamics.by/2020/07/08/guide-mind-map-sdi/
К уровням мы ещё вернёмся с разговором о вертикальном развитии лидеров –связке моделей, выросших из теории развития Эго Джейн Лёвинждер. И некоторое обобщение от Кена Уилбера обо всех моделях будет обязательно.
Основной текст сегодня посвящён базовому элементу КВАДРАНТЫ интегральной теории. Этот текст является переработанным материалом, который я писал и публиковал несколько лет назад на сайте https://promanagement.by/4×4-promanagement/
Задача на сегодня – совершить первое знакомство с квадрантами интегральной теории, а следующий раз будем говорить уже об инструменте принятия решений, построенном на этом элементе.
Основной посыл этого элемента интегральной теории, который следует иметь в виду, знакомясь и применяя в будущем: всё что происходило, происходит и будет происходить в этом мире с людьми или при их прямом или косвенном участии происходило, происходит и будет происходить ОДНОВРЕМЕННО в четырёх концептуальных Пространствах/квадрантах. Часто эта одновременность контр-интуитивна, поэтому мы теряем из виду несколько квадрантов, лишая себя чего-то важного, а иногда и критически важного. Постепенное приучение себя к всеквадрантному восприятию и мышлению может улучшить качество принимаемых решений и, как следствие, поднять качество жизни (может даже на новый УРОВЕНЬ 😊 ).
Что за концептуальные пространства и как они расположены в квадрантах?
Смотрим на рисунок: левые квадранты Я (верхний) и МЫ (нижний) – про субъективную (нематериальную) сторону бытия, а правые квадранты ОНО (верхний) и ОНИ (нижний) – про «объективную реальность», представленную «материальными» объектами и системами. Если посмотреть по горизонталям, то верхняя из них: Я и ОНО – про индивидуальное, а нижняя: МЫ и ОНИ – про коллективное. Там же, на рисунке, есть примеры того, что в этих квадрантах, как правило, находится.
Приведу описание вымышленной эмоционально «заряженной» ситуации, и попробуем разложить на эти пространства/квадранты.
Ситуация для примера. Вы – человек, воспитанный в западной культуре, будучи проездом в «очень-мусульманской» стране, стали свидетелем того, как на городской улице забивают камнями женщину. Происходит это под наблюдением людей в форме, похожих на полицию. Возможно, вы даже где-то когда-то читали о существовании такого наказания для неверных жён в мусульманских странах, но представить себе не могли о реальном применении такого «варварства» в настоящее время. Попробуйте мысленно представить эту ситуацию, возможно, даже закрыв глаза.
На приведенном фото – «инсталляция» во время публичной акции, призванной обратить внимание на нарушение прав женщин в некоторых мусульманских странах.
Что ОДНОВРЕМЕННО происходило ЧЕТЫРЁХ КВАДРАНТАХ в описанной ситуации?
Верхний левый (ВЛ) квадрант «Я/I». Применительно к описанной ситуации, в этом квадранте находятся ваши чувства и эмоции: жалость к женщине, стыд от собственного бессилия, возмущение невиданной жестокостью. Все ваши эмоции, мысли, ассоциации, воспоминания и мечты, переживания могут стать известны кому-то кроме вас, только если вы сами расскажете о них. Стыд, жалость – невозможно увидеть, потрогать или измерить. «Я-квадрант» – это нематериальные явления и процессы, происходящие “внутри человека”, в его психике, то, о чём иногда говорят «в душе».
Верхний правый (ВП), квадрант «ОНО/IT». Если бы на вас в тот момент посмотрел доктор Лайтман из сериала «Обмани меня», он по вашей мимике и другим невербальным сигналам рассказал бы о большинстве чувств и эмоций, о том, что творится в вашей «душе». А если проверить ваши давление и пульс, частоту дыхания, то можно было бы обнаружить, что давление подскочило, пульс и дыхание участились. Анализ крови, наверняка, показал бы повышенный уровень адреналина. Когда электрические импульсы от глазного нерва донесли до мозга, то что отразилось на сетчатках ваших глаз, он интерпретировал их как ужасающую жестокость к женщине и запустил целый комплекс био-химических и электрических процессов в вашем организме. Сами чувства и эмоции нельзя разглядеть и измерить, но они имеют своё отражение во втором, верхнем правом (ВП), квадранте «ОНО/IT». Не даром современные психологи говорят: «Всё психологическое, одновременно является и биологическим». «ОНО-квадрант» — квадрант личной «объективной реальности». В том же квадранте находятся ваши произнесённые вслух слова или вырвавшийся крик, ваше поведение: застыли на месте или бросились прочь. Ваше личное имущество: костюм, смартфон и даже паспорт, которые, надеюсь, вы не потеряли, пытаясь побыстрее уйти с места происшествия, тоже находятся в этом квадранте.
Два верхних квадранта являются индивидуальными, они относятся к каждому человеку и у каждого человека они разные и свои собственные.
Нижний левый квадрант(НЛ) «МЫ/WE». Почему в вас разыгрались жалость, стыд, возмущение, которых явно не было у участников наблюдаемого вами действа? Скорее всего, потому что в вашей картине мира, женщину бить нельзя, и такая жестокость по отношению к человеку является неприемлемой. Супружеская измена, это конечно, «не хорошо», заслуживает порицания, может привести к разводу и разделу имущества, но никак не к публичным побоям, которые могут привести к смерти женщины. А как сформировалась ваша «гуманистическая» картина мира? Скорее всего в обществе, где вы росли и воспитывались, были иные коллективные ценности, нравственность и мораль – понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, добре и зле, о том, что правильно и неправильно. Эти понятия и правила часто являются неписанными, а при этом их все знают, и многие следуют или стараются следовать, или делают вид что стараются. Именно эта субъективная коллективная реальность заложила основы вашего мировоззрения, вашей картины мира. Это неписанное, нематериальное, но уже коллективное, а не личное, наполняет собой нижний левый квадрант(НЛ) «МЫ/WE». Наполнение этого «МЫ-квадранта» в разных географических или социальных «областях и регионах» могут сильно отличаться друг от друга в современном мире.
для “Нижний-правый (НП) квадрант «ОНИ/ITS». В описанной ситуации была деталь — эта вопиющая жестокость происходила под наблюдением полиции. Полиция – это инструмент государства по поддержанию законности. А что же такое государство и законность? Это то что наполняет четвертый, нижний-правый (НП) квадрант «ОНИ/ITS», где находятся “материальные” коллективные объекты и субъекты. Раз мы говорим о материальности/ объективности, то в этом квадранте находятся, скорее, не «абстрактные» государство и законность, а их «материальное» воплощение: парламент и кабинет министров, полиция, налоговая инспекция, конституция, законы и кодексы. Все эти институты и документы материализуют господствующие в данном месте и времени понятия морали, по крайней мере, призваны делать это. ООН, НАТО, ЕС и Союзное Государство – тоже здесь, вместе со всеми межгосударственными договорами и соглашениями. В этом же квадранте находится турфирма, продавшая вам тур в эти тёплые края, или организация, направившая вас туда в командировку. Ваша семья, коллектив вашей организации, нация и даже человечество, все «находятся» в этом квадранте. Хотя их общие ценности, то, что они думают, в том числе, о ситуации в которой вы оказались, находятся в рассмотренном чуть ранее нижнем левом квадранте МЫ/WE.
Эти четыре квадранта при внимательном к ним отношении, а скорее отношении к жизни с их учётом, позволяют, сначала, различать, а потом и осознавать: где факт, а где мнение о нём, а мнение моё или неосознанно принятое за своё чужое, коллективное, например.
Ещё один важный «плюс» использования КВАДРАНТОВ – они обращают внимание на существование не только «объективной реальности», а и «субъективной реальности», которая частенько, особенно при принятии управленческих решений, часто остаётся «за кадром»… а зря!
И ещё раз напоследок: всякое явление, действие или событие, в том числе цели, которые вы перед собой ставите, ВСЕГДА имеют отражение во всех четырёх квадрантах: Я, МЫ, ОНО, ОНИ. Все эти действия, события и планы происходили, происходят и будут происходить во ВСЕХ этих квадрантах ОДНОВРЕМЕННО.
В интегральном подходе даже слово “специальное” есть – тетра-возникновение.
Принимая решения стоит задуматься, задать и ответить себе на вопросы о том, как то, что вы планируете сделать отразится на вас: что вы будете переживать, чувствовать, какие процессы пойдут в вашем теле, как повлияет на ваше физическое и психическое здоровье, как отразится на вашем имуществе … если ваш план сработает или не сработает? Как то, что вы собрались делать «коснется» окружающих: ваших близких, коллег или других людей, в том числе, что они будут об этом думать, что будут в связи с этим переживать? Как ваши действия будут выглядеть с точки зрения этики, морали и закона? Кто и на основании каких критериев и документов может оценивать этичность и законность ваших действий и их результатов?
Для помощи в принятии решений на следующей неделе предложу инструмент – IWEIT-анализ.
Пока предлагаю вам потренироваться в теории, это поможет лучше ПОНЯТЬ квадранты. Проведите «мысленный эксперимент»: разложите по квадрантам ролик социальной рекламы из «бежевой растяжки», про маму у бассейна. https://t.me/promanagement_by/16
Проведите этот эксперимент два раза: один – с позиции(роли) «целевого потребителя» этого ролика, второй – с позиции(роли) его автора.
Помните, что я писал о мышлении? «Мышление – это отделение мыслей от мозга» (один из вариантов). Я предлагаю вам потренироваться применять квадранты именно методом «мышление письмом».
Возьмите лист бумаги А4, разделите его на четыре части, обозначьте каждый квадрант, как на первом рисунке этого поста: ВЛ/Я/I; ВП/ОНО/IT; НП/ОНИ/ITS; НЛ/МЫ/WE. У вас получится «бланк» для IWEIT-анализа, с которым мы познакомимся чуть позже, но который пригодится вам прямо сейчас. Напишите в каждый из квадрантов по паре (2+) предложений (лучше сложных) с своими соображениями, относящимися к соответствующему квадранту, полученные вами в результате мысленного эксперимента. Для каждой из «ролей», автора и целевого потребителя, используйте отдельные «бланки».
Если у вас есть компаньон, который не прочь составить вам компанию в мышлении о КВАДРАНТАХ – ещё лучше, можете обсуждать свои варианты размещения того или иного проявления/отражения рекламного ролика в квадрантах.
На первых порах, как показывает практика, не всё попадает в «правильный» квадрант с первого раза. Поэтому записывание и компаньон полезны – другому проще обратить внимание на спорность помещения чего-нибудь не в «свой» квадрант, да и сам читающий, даже то, что сам же написал – это частный случай «другого». Для тренировки можете взять и событие из собственной бизнес-практики или жизни, а можете посмотреть через квадранты/разложить в квадранты какую-нибудь свою мечту.
До следующей субботы и встречи с инструментом принятия решений IWEIT-анализ.