Ближайшие несколько постов будут более практичными.

Дисклеймер.

Предназначены ближайшие посты не для всех.

Использование «всеквадрантного мышления» – путь к интегральному мышлению, которое сложнее системного.

Стоит ответить на вопрос: «Надо ли мне идти в такие сложности? Готов ли я ради этого напрягаться?»

Ещё одно предупреждение. Оно регулярно встречается при рассмотрении процессов профессионального развития. Звучит примерно так: «Пере-развитие вредно».

Примеры из практики: классного инженера в качестве поощрения и в целях «мотивации» отправили на обучающие курсы по изучению последних новаторских технологий, или менеджера на курсы по, например, «использованию коучингового подхода в управлении» или «искусству делегирования». Инженер с менеджером, вдохновлённые новым знанием, загораются это знание использовать на практике, однако в реальных «бизнес/технологических» условиях у них нет возможности их использовать и, более того, перспективы такой не предвидится. На выходе имеем демотивированных сотрудников, которые, как минимум, грустят и снижают свою продуктивность и эффективность, а может и ищут «другие места» для применения своих новых знаний. Второй вариант – может быть лучше, если человек найдёт всё-таки «другие места», а руководитель настолько прогрессивен, что порадуется этому.

В вертикальном развитии есть свои примеры. Мы обсуждали тему, что лучшим сочетанием уровней развития управляющей и управляемых систем является случай, когда руководитель на пол-уровня – уровень «выше» подчиненного и/или корпоративной культуры/системы управления в управляемой системе (подразделении или организации). Больший разрыв значительно снижает взаимопонимание и, как следствие, эффективность всей системы, включающей в себя и руководителя, и возглавляемую организацию/подразделение. К сожалению, большинство систем управления/корпоративных культур на «наших территориях» выше синего не забирались или в текущей напряжённой остановке съехали ещё «ниже».

Один из ключевых посылов спиральной динамики – цМем должен быть адекватен/конгруэнтен условиям жизни.

В такой обстановке «пере-развитие» руководителей может НЕ пойти на пользу ни им сами, ни возглавляемым организациям.

Дисклеймер-страшилка закончен.

 

Если «много букв ни о чём» вас не остановили, и вы дочитали до этого места, есть смысл прочесть ещё пару предложений, а потом уже решать продолжать ли.

Для чего я всё же пишу и рассказываю об интегральном подходе и IWEIT-анализе, несмотря на осознаваемый и «озвученный» выше дисклеймер?

Я верю, что без лидеров, в том числе в бизнес-среде, которые выбрались во второй порядок или осознанно туда двигаются шансов ни у «наших территорий», ни у планеты Земля выбраться из текущих локальных и глобальных кризисов по имени «❄️🌍💾⚠️»    – нет.

Ещё я верю, что принудить к развитию нельзя, или, по крайней мере, не стоит это делать, а вот ускорить его можно. Использование интегральных практик, к которым я отношу и IWEIT-анализ, способны помочь в развитии и ускорить его.

Я хочу, чем могу, в этих процессах помощи и даже ускорения развития живых систем поучаствовать и участвую. Этот блог – одна из форм участия. Коучинг (интегральный в том числе) – ещё одна из форм моего участия в этих процессах.

После нескольких практик на основе IWEIT-анализа для личного и бизнес-использования в субботней традиции «Интегральный бизнес» будет ещё немного интегральной теории, а потом и описание других интегральных практик, в том числе бизнес-практик, напрямую к интегральной теме не относящихся, и при этом для развития бизнеса и в текущих стадиях развития применимых.

После длительного вступления возвращаемся к традиции. Следом: краткое содержание предыдущих серий (только про квадранты) и один из способов применения IWEIT-анализа ­– IWEIT-автопортрет.

Про квадранты. Основной посыл этой модели: всякое явление, действие или событие, в том числе цели, которые вы перед собой ставите, ВСЕГДА имеют отражение во всех четырёх квадрантах: Я, МЫ, ОНО, ОНИ. Все эти явления, действия или события происходили, происходят и будут происходить во ВСЕХ этих квадрантах ОДНОВРЕМЕННО.

Что за квадранты?

 

 

Смотрим на рисунок: левые квадранты Я (верхний) и МЫ (нижний) – про субъективную (нематериальную) реальность, а правые квадранты ОНО (верхний) и ОНИ (нижний) – про объективную реальность, представленную «материальными» объектами и системами. Если посмотреть по горизонталям, то верхняя из них: Я и ОНО – про индивидуальное, а нижняя: МЫ и ОНИ – про коллективное. Там же, на рисунке, есть примеры того, что в этих квадрантах, как правило находится.

Обращаю внимание: слева, хоть и субъективная, но тоже РЕАЛЬНОСТЬ, которую не стоит упускать из виду или недооценивать при принятии решений, например.

Для понимания квадрантов я сочинил пару историй и разложил их по квадрантам, там же описана первая версия одного из способов использования IWEIT-анализа. Кто не читал, советую прочесть, прежде чем двигаться дальше по этому тексту.

https://promanagement.by/2018/11/28/iweitits-analysis-integral-practice/

 

Для развития или достижения цели важно осознанно посмотреть не только в будущее, а и на настоящее.

В этом помогает «техника»: IWEIT- автопортрет.

Дальше «просто» инструкция.

Отведите на выполнение этой техники минимум один час, лучше – полтора, при необходимости потом добавите, возможно в другой день. Поставьте себе таймер. У меня заняло, чуть менее пяти часов (в три «присеста», я отводил себе полуторачасовые «тайм-слоты») на первый шаг – написание IWEIT- автопортрета. В первый подход к этому инструменту, вам я не советую так глубоко и надолго «нырять», час – полтора будет достаточно. И при этом, если вы управитесь за 15 –20 минут, скорее всего, вы «схалтурили». А стило ли? Ведь делали для себя. А может, это неподходящий ВАМ «инструмент».  Обеспечьте себе гарантированную «самоизоляцию» в месте, где вас не побеспокоят, вам будет удобно писать. Я рекомендую использовать для записывания «аналоговый» способ: ручка (карандаш) и бумага, но это не является обязательным условием. Отделаться одним листом, разделённым на четыре квадранта – не выйдет, берите сразу четыре листа А4, каждому квадранту – свой лист, и пусть будет пара листов в запасе. Отсутствие запасных листов и таймер могут служить «предохранителями» от «затягивания в омут».

Напишите на листах соответствующие буквы: Я, МЫ, ОНО, ОНИ. Возьмите один лист-квадрант, который, по-вашему, вам будет заполнить проще всего и начинайте писать. Потом следующий лист-квадрант, потом следующий…

Некоторые вопросы, ответы на которые стоит записать в те или иные квадранты я приведу ниже. Этот список вопросов не является исчерпывающим, их задача – помочь вам начать, почувствовать и понять логику квадрантов. Вы можете и «должны» решить, что ещё ВАМ важно написать в тот или иной квадрант (на «втором круге»).

Один из вариантов использования.

Напишите на соответствующих листах ответы на приведенные ниже вопросы, пусть это будет – «первый круг».

Остановитесь после него. Обратите своё внимание на своё эмоциональное и физическое состояние. Не вызвало ли написание своего IWEIT- анализа, сильных переживаний, неприятных или болезненных ощущений в теле. Стоит такие остановки делать и после заполнения каждого квадранта, особенно левых. Если вы чувствуете тревогу, сильное эмоциональное возбуждение или подавленность, болезненные или сильно неприятные ощущения в теле – остановитесь, «забейте» на применение этого инструмента или попробуйте продолжить спустя некоторое время, если захочется. Если снова возникнут «проблемы», сходите на приём к психологу – будьте бережны к себе.

Если вы чувствуете себя «ОК», сделайте «второй круг». Берите листы с записями соответствующего квадранта по очереди (порядок определяйте сами по собственному усмотрению). Прочтите, лучше вслух, то, что написали на первом круге. Подумайте минуту-другую, что, ПО-ВАШЕМУ, стОит ещё написать в тот или иной квадрант. Запишите всё, что приходит в голову.  

«Третий круг». Внимательно прочитайте каждую запись, сделанную на первых двух кругах. Остановитесь, подумайте: «В «своём» ли квадранте эта запись?». Пара «типовых ошибок»:

 В квадранте «ОНО» есть запись о «личном имуществе»: «Автомобиль «Хёндэ санта фе» ХХХХ г. Выпуска». Там ли эта запись? Я купил его, находясь в законном браке, соответственно, по Закону, этот автомобиль является совместно нажитым имуществом, которое надо записывать в нижний правый квадрант ОНИ (коллективное-объективное).

В том же верхнем правом квадранте ОНО (личное-объективное) запись: «У меня большой живот». Эта запись для верхнего левого квадранта Я. В ОНО по этому поводу правильно написать: «Обхват моей талии 157 см»

 «Четвёртый круг». Почтите «залпом» результат своей практики.

Сложите листы в надёжное место и «возвращайтесь» к обычной жизни.

Что делать дальше? В ближайшую неделю стоит «поработать».

Если у вас среди ежедневных практик есть время «наподумать», добавьте в ближайшую неделю туда себе «задачку» вспоминать свой автопортрет, без перечитывания. Если такой практики у вас раньше не было, попробуйте завести просто для вспоминания и рефлексирования своего IWEIT-автопортрета. Каждый день по 5-7 минут, больше не надо.

Возможно в течение этой недели вам захочется сделать или повторить некий психологический тест, сделайте и сохраните результат. Не надо немедленно дописывать их в IWEIT-автопортрет. Только не увлекайтесь. Заранее определите себе лимит на такие тестирования, скажем: не более 3-ёх.

Аккуратно и бережно, поговорив с близкими, попробуйте проверить свои предположения о мыслях и чувствах окружающих людей, которые вы записали в квадрант «Мы».

 А сейчас вопросы для «первого круга» вашего IWEIT-автопортрета.

Не обязательно отвечать на все вопросы. Если отвечать на какой то вопрос не хочется/не можется – пропустите его или напишите: «Не хочу отвечать на вопрос про …, потому что …..».

Начинайте с любого квадранта и выбирайте любую последовательность.

 

Я

  • Что я чувствую прямо сейчас?
  • Какие эмоции я испытываю прямо сейчас?
  • Какие самые острые переживания были у меня в последние дни/недели?
  • Какие мысли «драйвят» меня больше/чаще всего, дают мне «больше энергии»?
  • Какие мысли чаще всего наводят на меня тоску, вводят в уныние?
  • Что (о чём) я думал, когда испытывал страх, в последний раз, когда это случилось?
  • Как я могу охарактеризовать свои переживания во время секса?
  • Как я могу охарактеризовать свою удовлетворённость своей профессиональной деятельностью?
  • Что я думаю о своём здоровье/внешности?
  • Какие мои ценности, убеждения приводят меня к этим мыслям (предыдущие несколько пунктов)?
  • Чего я хочу больше всего в жизни?
  • Чего я боюсь больше всего в жизни?
  • Как я оцениваю свою успешность в текущий момент?
  • Какой мой тип по (Гиппократу, Адизесу, Большой пятёрке, Энеаграмме, тесту Рэя Далио….)?*
  • Какие черты характерны для этого/этих типов, по описанию приводимому к типологии/тесту?*
  • С какой религией я себя идентифицирую

ОНО        

  • Мои «установочные данные»: возраст, пол, место жительства, гражданство
  • Какие мои текущие (последние измеренные) показатели физического здоровья: артериальное давление, пульс, масса тела, обхват талии, «содержание сахара в крови» (или другие известные вам объективные показатели инструментальных исследований вашего тела, которые вы помните)?
  • Сведения о моём институциональном образовании (наименования учебных заведений, тип, количественные показатели успеваемости (средний бал, красный диплом…, квалификация по документам).
  • Сведения о ключевых образовательных программах дополнительного образования (присвоенная квалификация).
  • Звания и награды (в учёбе, спорте, профессиональной и общественной деятельности).
  • Показатели моего материального положения: имущество, деньги (сбережения и активы), регулярный доход…?
  • Кто я по профессии, должности, социальному статусу…?
  • Что я обычно делаю когда мне хорошо?
  • Что я обычно делаю когда мне страшно/плохо?

МЫ

  • Что обо мне думают члены моей семьи, какие переживания у них возникают (чаще всего), когда мы взаимодействуем (отдельно: жена, каждый из детей, родители, более «дальние» родственники)?
  • Какие ценности и убеждения их самих или иных людей, групп приводят их к этим мыслям, переживаниям (отдельно: жена, каждый из детей, родители, более «дальние» родственники)?
  • Что обо мне думают члены моего профессионального окружения: команды/коллектива; какие их ценности, психологические и этические установки приводят их к этим мыслям (отдельно: руководители, отдельно коллеги/партнёры – равные по социальному статусу, отдельно подчиненные)?
  • Что обо мне думают мои противники/конкуренты/враги какие их ценности, психологические и этические установки приводят их к этим мыслям?
  • Какой образ успешного человека наиболее распространён в обществе, «на территории» где я живу?
  • Какой образ успешного человека наиболее распространён в «моём кругу»?
  • Какие черты личности, убеждения, отношения к другим людям, социальным и государственным институтам считаются одобряемыми большинством взрослых людей в обществе, «на территории» где я живу?
  • Какие черты личности, убеждения, отношения к другим людям, социальным и государственным институтам считаются одобряемыми в кругу самых близких мне людей?

ОНИ

  • Моя семья: состав, характер (формальных) отношений (жена/подруга, сын/дочь/падчерица, мать, отчим…) что делают «по жизни».
  • Совместная собственность (что и с кем)**
  • Формальные организации и их части, с которыми я непосредственно связан своей профессиональной деятельностью (внутри которых) я работаю. Их объективные характеристики (ЗАО, 300 человек, оборот 20 млн руб./ отдел логистики 8 – человек…)
  • Люди или организации для которых/ в интересах которых я осуществляю свою профессиональную деятельность.
  • Общественные или другие объединения и сообщества, в которые я вхожу, участвую в деятельности вне «основной работы» (Волонтёрская организация «Ангелы», клуб игры в мафию…)?
  • На какие нормативные документы, Законы, я в основном «опираюсь» в своей профессиональной деятельности?
  • Какие органы и организации оценивают мою профессиональную деятельность, влияют на неё ощутимым для меня способом, что они делают, в связи с этим?
  • Какие органы и организации оценивают мою «общественную»  деятельность, влияют на неё ощутимым для меня способом, что они делают в связи с этим?
  • Какую церковь я посещаю и с какой периодичностью, ритуалы и праздники какой церкви в той или иной мере соблюдаются в нашей семье.

 

*– Приведите один – два типа из каких-нибудь тестов, которые вы делали, желательно, не очень давно. Если не делали тестов «оцените» самостоятельно свой темперамента по-Гиппократу (Флегматик, Сангвиник, Холерик, Меланхолик). Если будете приводить два типа, запишите тип (или некие параметры) по выбранной типологии и что эта типология говорит об этом типе, приведите своё мнение/согласие с результатом тестирования, потом переходите к другой типологии. На ближайшей неделе сделайте какой-нибудь тест.

 **–  например: ООО «Замечательная компания» в совместном владении с Ивановым, – в этом (ОНИ) квадранте. Или можно 50% – доля в ООО «Замечательная компания» – в квадранте «Я», если вы не женаты 😊.

 Предлагаю вам для начала решить(ся), а потом спланировав предварительно время, сделать практику, как описано выше, включая действия последующей недели.

 Если кому-то понадобится моя поддержка или помощь – обращайтесь. Могу обещать, что постараюсь ответить на один два вопроса от любого обратившегося, если сочту их корректными и относящимися непосредственно к практике IWEIT-автопортрет, в личных сообщения в телеграм (пишите @andreikuptsou).

Можно зайти в коуч-сессию с запросом «Сделать IWEIT-автопортрет». И скорее всего я помогу вам его сделать, если в ходе сессии запрос не изменится 😊. Вход: https://spiraldynamics.by/services/

Предупреждение. Делать практику «в уме» – как минимум, бесполезно.

Пусть у вас всё получится!