Интегральная теория Кена Уилбера и интегральный бизнес.

Данная статья – введение в интегральную мета-теорию Кена Уилбера в рамках субботней традиции «Интегральный бизнес» телеграм-канала proMANAGEMENT https://t.me/promanagement_by

Контекст, в котором или из которого мы будем смотреть на интегральный подход – это РАЗВИТИЕ, как одна из функций/компетенций менеджера-лидера.

Для кого?

Для лидеров VUCA/BANI-мира (об этих мирах писал на канале раньше).

Лидер — деятель (человек действующий), цели которого выходят за пределы личных интересов, у которого есть последователи.

Для чего?

Познакомить лидеров с законами развития живых систем: людей и организаций, социальными технологиями, построенными на знании этих законов, запустить процесс создания самими лидерами собственных социальных технологий, опираясь на знания, понимание и принятие этих законов.

В этой статье разбираемся с теоретической основой Интегрального подхода, потому что как говорит Александр Фридман: «Теория без практики мертва, а практика без теории…туповата».

Теория всего в физике пытается связать все фундаментальные физические взаимодействия, а интегральная теория всего Кена Уилбера пытается описать и интегрировать все фундаментальные стороны развития живого, и, в том числе, все фундаментальные взаимодействия человека с окружающим миром в процессе их: и человека, и мира, развития. Интегральная теория является мета-теорией – изучает, систематизирует и интегрирует другие теории, модели, практики.

В интегральной мета-теории есть пять базовых элементов: уровни, типы, линии, состояния и квадранты.

Ключевыми, в нашем контексте, являются два базовых элемента: квадранты и уровни, поэтому интегральный подход часто называют AQAL – all quadrants all levels– все квадранты все уровни. Об этих двух элементах в рамках субботней традиции мы будем говорить не раз, именно на этих элементах строятся социальные технологии, которые мы будем рассматривать.

Остальные три базовых элемента мы кратко рассмотрим сегодня, чтобы иметь возможность вписать их в свою картину мира и, понимая несводимость всех пяти элементов друг к другу, делать меньше ошибок при самостоятельном создании социальных технологий влияния, лидерства и управления.

Если попробовать, используя базовые элементы интегрального подхода, очень кратко и сильно упрощённо описать развитие человека/живой системы может получиться следующее.

Развитие человека/живой системы происходит по УРОВНЯМ. Основные параметры каждого уровня одинаковы для всех людей и живых систем (сообществ, организаций).

Живые системы и люди бывают разных ТИПов. Например по Гиппократу: холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники. Или по Адизесу: Производители, Администраторы, Предприниматели и Интеграторы. Каждый тип одни и те же уровни развития проходит, переживает и проявляет в поведении немного по-разному.

У человека есть много интеллектов: когнитивный, эмоциональный и другие. Их можно представить как ЛИНИИ развития. Скорость развития по разным линиям, как правило, отличается. Поэтому один и тот же человек может одновременно находиться на разных уровнях развития отдельных линий – это естественно. Сильный разрыв может грозить  личными и социальными дисфункциями.

Все типы, линии и уровни находятся и их развитие происходит в «четырёхмерном пространстве» под названием КВАДРАНТЫ. Каждый из четырёх квадрантов не сводим к другим. Для человека все четыре пространственные измерения Я/ОНО/ОНИ/МЫ присутствуют всегда.

Сознание любого из типов на разных уровнях развития может находиться в каждый момент времени в определённом СОСТОЯНИИ. Практики работы с различными состояниями, например медитация, позволяют помогать развитию человека по разным линиям, если он таким развитием занимается.

Сегодня ещё чуть подробнее о типах, линиях и состояниях и скорее всего мы в рамках субботней традиции канала глубже в них погружаться не будем, сосредоточившись на прагматичном изучении и применении AQAL (квадрантов и уровней).

ТИПы – это долговременная комплексная характеристика человека или другой системы. Как правило, она не меняется в течение всего жизненного цикла. Примерами типов для человека как писалось выше могут служить темпераменты по Гиппократу или стили управления по Адизесу. Здесь важно помнить, что «чистых типов» не существует. В каждом человеке/лидере в той или иной мере присутствуют и проявляются характеристики всех или большинства разных типов. В процессе развития соотношения разных типов в одном человеке может изменяться, однако доминанта, скорее всего, останется неизменной в течение всей жизни. Биологический пол человека, который не стоит путать с гендером может служить примером типа –  редко, но меняемого (искусственным путём).  С точки зрения интегрального взгляда на развитие  важно, зная о типах, различать тип и уровень развития. Неразличение их приводит к ошибкам в построении мотивации, управленческой коммуникации и других взаимодействий. Подробнее мы вернёмся к вопросу различения типов и уровней, знакомясь со спиральной динамикой.

Интегральный подход применим не только к человеку, а и к системам. Применительно к коммерческим и некоммерческим организациям к типам можно отнести отрасль, в которой осуществляет основную деятельность та или иная организация: социальная помощь и благотворительность, банкинг, металлургия, автопром, ИТ…

ЛИНИИ – это отдельные способности человека или системы, по которым возможно развитие, часто независимо от развития по другим линиям. Ярким примером этого базового элемента интегральной мета-теории является теория множественного интеллекта Гарднера. По Гарднеру у человека семь интеллектов.

  1. Вербальный интеллект – способность различать и обрабатывать речь фонетика (звуки), синтаксис (слова и предложения), семантика(смыслы), прагматика (использование речи в разных контекстах)
  2. Музыкальный – способность различать, порождать смыслы через звуки, включая высоту, тембр, ритм.
  3. Логико-математический – оценка соотношений между действиями и объектами.
  4. Телесно-кинестетический – способность управлять своим телом.
  5. Пространственный интеллект – способность оперировать с визуальной информацией в трёхмерном пространстве, порождать образы и мысленно манипулировать ими в трёхмерном пространстве, например: поворачивать удалять или приближать.
  6. Внутриличностный – способность распознавать и взаимодействовать со своими чувствами и эмоциями, осознавать собственные мотивы и ценности.
  7. Межличностный – способность различать чувства, намерения, эмоции других людей и строить адекватные им и контексту собственные реакции на них.

В связи с этим базовым элементом следует знать, что развитие по отдельным линиям (развитие отдельных интеллектов), чаще происходит независимо от развития по другим линиям. Целенаправленная работа по развитию двух-трёх востребованных текущими жизненными контекстами и планами на развитие/изменение этих контекстов может способствовать «автоматическому» ускорению развития и по линиям, которые остались «вне фокуса». Сильный разрыв в развитии по разным линиям и у человека, и у организации (например: орг-культура/ орг-структура/ бизнес-процессы/ квалификация персонала) приводит к внутренним и социальным дисфункциям.

СОСТОЯНИЯ. Всем известны на практике состояния сознания человека: бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон без сновидений. Многие люди испытывали в жизни то, что Абрахам Маслоу назвал «пиковые переживания». Михай Чиксентмихайи изучал и описывал особое состояние, которое он назвал «поток».  Во многих традициях замечено, что люди длительно использующие определённые практики/техники работы с сознанием (медитация, молитва, суфийское кружение) переживают некий опыт близкий к состояниям сон со сновидениями или глубокий сон без сновидений без погружения в физиологическое состояние сна.

Интегральный подход, состоящий из интегральной теории и практик интегральной жизни, изучает и использует знания современной науки и тысячелетних мировых традиций в этой области, направляя их, в том числе, на развитие. Пока мне видится, что эта тема в рамках субботней традиции канала proMANAGEMENT развиваться не будет.

УРОВНИ. Много исследователей в области развития людей и социальных систем пришли к схожим выводам о том, что развитие происходит по некоторым стадиям/уровням (в английском , у Уилбера используется слово “level”, на русский в разных источниках переводится и используется: и стадия,  и уровень), при переходе между которыми происходит качественный скачок в некотором существенном «параметре» системы – инвариант меняется. В теории развития эго и спиральной динамике обращается внимание, что при переходе с уровня на уровень меняется «фокус внимания» человека или живой системы с индивидулистичности на коллективизм и обратно. Владимир Константинович Тарасов отмечает, что при переходе на следующий уровень управленческого мастерства лидер что-то начинает делать противоположным предыдущему этапу способом. В рамках субботней традиции канала мы будем знакомиться с несколькими моделями из этого базового элемента интегральной мета-теории. Пока же я приведу несколько примеров уровней/стадий из разных областей знания, жизни и истории.

  • Первобытно-общинный строй. Рабовладельческий строй. Феодальный строй. Капитализм. Коммунизм.
  • Когнитивное развитие детей: дооперационный период, конкретные операции, формальные операции.
  • Стадии морального развития: доконвенциональная, конвенциональная и постконвенциональная.
  • Фокус на: продукт, процессы, клиента, культуру и ценности….

Даже изучая одну и ту же предметную область, разные исследователи в своих моделях выделяют разное количество стадий, что не является ошибкой ни одной из моделей, и, тем более, не отменяет их(уровней/стадий) существования. По этому поводу Кен Уилбер использует метафору температуры воды при переходах в разные агрегатные состояния. Сколько градусов между замерзанием и кипением воды? 100! Уверены? Это правда, если считать по Цельсию, однако есть и шкала температуры по Фаренгейту. Там между этими состояниями воды градусов больше. На сколько – узнайте сами, если интересно. Важно то, что процесс – один и тот же, и обе шкалы – правильные.

И сразу ещё одно правило, действующее в этом базовом элементе интегральной теории: каждый последующий уровень развития, превосходя предыдущий по сложности, не заменяет его, не отбрасывает, а превосходит и включает. Подробнее будем об этом ещё говорить, а пока как в старом анекдоте: «Урок в грузинской школе. Учитель русского языка говорит ученикам: «Дети, в русском языке слова «вилька» и «тарелька» пишутся без мягкого знака. Это нельзя объяснить. Это надо запомнить.» Превосходит и включает.

КВАДРАНТЫ. Этот базовый элемент и его применение мы будем обсуждать подробнее. Сейчас обозначу общий его посыл. Всякий феномен (то, что можно наблюдать) или событие связанное с человеком, его развитие, в том числе, происходит одновременно в четырёх «фундаментальных пространствах»: личное-субъективное (Я/I), личное – объективное (ОНО/IT), коллективное – субъективное(МЫ/WE), коллективное объективное (ОНИ/ITS). Эти пространства удобно представлять в виде квадрата, разделённого на четыре равные части – квадранты. Этот способ представления часто используется в различных моделях (SWOT-анализ, матрица БКГ…), потому что по заверению психологов, такой разделённый на квадранты квадрат великолепно «заходит» в наши неквадратные головы.

О том, что находится в этих квадрантах или в них отражается, мы будем говорить позже, а пока стоит взять на заметку то, что квадранты не сводятся друг к другу и надо научиться различать и отличать их друг от друга, как, например, факты от мнения о них ( своего и/или другого)… Регулярное использование интегрального «инструмента» IWEIT-анализ помогает тренировать столь важное умение различать факты и мнения о них.

 Заканчивая вводную теоретическую часть новой субботней традиции канала, напоминаю, что взрослому человеку, прежде чем начать успешно применять «что-то» на практике, необходимо пройти этапы работы с «теорией»:

  • узнать/получить информацию об «этом», из внешнего мира или придумать самостоятельно;
  • понять – перевести на «свой» язык, связать, сопоставить с предыдущим опытом и текущими представлениями о мире;
  • принять – сопоставить полученную и понятую информацию с собственными убеждениями и ценностями, осознанно принять решение о применении или отказе от применения на практике новой «теории».

Помните, что даже в случае отказа от использования той или иной «теории» на практике ваша картина мира прежней уже не будет. Возможна отвергнутая «теория» пригодится вам на следующих уровнях вашего развития, на которые вас приведёт жизнь, независимо от того, знаете/верите ли вы в эти уровни. Понимание той же «отвергнутой теории» обязательно изменится, потому что у вас будет уже другой опыт и знания. Принятие может состояться, потому что изменятся (скорее, станут сложнее) ваши убеждения и ценности.

Приглашаю вас в путешествие к большей сложности.

Прагматизм и практичность по ходу разворачивания традиции будут нарастать.

До следующей субботы… на канале https://t.me/promanagement_by