В сентябре 2023 года в Минске открылся второй сезон встреч с Интегральной Спиральной Динамикой.
Встречи организую я, интегральный практик Андрей Купцов .
Форматов у встреч много. Это и мастер-классы, как правило, авторские, мои, однако уже сложилась когорта спикеров из «бывалых» участников встреч. Бывают семинары, где готовят доклады заранее и участвуют в обсуждении все участники встреч. Читаем и обсуждаем книги, кино и даже мультфильмы.
Объединяет все форматы темы: Интегральная Спиральная Динамика, в начале сезона, которая плавно перетекает в Интегральный Подход Кена Уилбера.
Большинство встреч, проходит в гостеприимном Альфа-бизнес хабе в Минске. Только закрытие сезона 2022 – 2023 мы провели в другой локации. Может быть в этом сезоне попробуем и другие места.
Участие во встречах, бесплатное, в денежном выражении, но иногда за пригласительный билет приходится «платить».
«Стоимость» пригласительного билета на октябрьскую встречу с Интегральной Спиральной Динамикой была – эссе объёмом 444 слова, включая союзы, предлоги и междометия. Вторая встреча сезона проходила на «фиолетовом фоне» и была посвящена фиолетовому уровню развития по Спиральной Динамике, который в интегральном подходе называют иногда Магическим, что повлияло на длину эссе. Тему каждый участник получил индивидуально. Все темы были связаны с мультфильмом «Хортон» и состояли из двух частей. В первой надо было рассмотреть одного из героев мультфильма через призму интегральной спиральной динамики. Во второй через ту же призму взглянуть и поразмышлять о ценностной системе доминирующей в джунглях или Кто-городе. Одного героя в тему получили несколько участников, ведь интересно как на одного персонажа посмотрят разные люди.
Магическая фиолетовая встреча проходила в пятницу 13-го (октября).
Были у нас и другие активности, однако эта публикация посвящена эссе. Большинство авторов дали согласие на публикацию эссе поэтому ниже приведены большинство из них.
Приятного, познавательного и интересного вам чтения.
Влад – плотоядный гриф-стервятник из мультфильма “Хортон”. Он живет как одиночка и изгой, “приличные” обитатели джунглей с ним не общаются и боятся его. Прийти за помощью к Владу – это что-то из ряда вон выходящее.
Влада нанимает кенгуру Сур — ворчливая и всегда считающая, что она права – чтобы избавиться от пушинки слона Хортона. Влад соглашается это сделать, хотя и пытается ломаться, чтобы “набить себе цену”. Манипуляция Сур о том, что она может обратиться за помощью к гориллам, заставляет Влада согласиться.
Если рассматривать ценностную систему Влада через призму спиральной динамики, то больше всего ему подходит уровень “красный”. Влад уверен, что он лучше всех справится с заданием уничтожить пушинку. Ему хочется показать, какой он крутой и эффективный.
Когда Влад гонится за слоном, чувствуется его желание доминировать, подчинить своей воле Хортона, запугать его. В итоге Влад все же отбирает клевер вместе с пушинкой и бросает ее в бесконечное поле цветов в надежде, что там она будут потеряна навсегда. По чистой случайности Хортону все же удается найти “мир в пушинке”.
В конце мультфильма, когда все услышали и поверили в “маленьких человечков”, Влад предстает перед нами сентиментальным, даже пускает растроганную слезу, что пушинку удалось спасти. Скорее всего, на какое-то время он вернулся в “фиолетовое” состояние, в котором есть семейные ценности. Неизвестно, сколько это продлится. Мое предположение, что сразу же после окончания сентиментального порыва Влад снова вернется на “красный” уровень, станет одиночкой и отшельником.
Систему ценностей в «джунгли-обществе», котором живет Влад , скорее можно отнести к “фиолетовому”. Звери живут как большая семья, в ней есть место и обезьянам, и кенгуру, и даже мышам. В этом обществе нет единого лидера и нет установленных правил. Есть “неписанные” законы совместного проживания, которые все чтят.
На какое-то время место лидера в джунглях занимает кенгуру Сур. Звери и раньше ее опасались – она властная, авторитарная, не терпит мнений, отличных от своего. Своего кенгуренка она старается не выпускать их сумки и всячески подавляет его инициативу, по сути не разрешая ему взрослеть. Стать лидером Сур позволяет “общий враг”, и таким врагом она объявляет Хортона.
Самое страшное наказание в “фиолетовом” обществе – изгнание. Поэтому на предложение кенгуру выгнать Хортона из джунглей многие звери ужаснулись. Но согласились тогда, когда кенгуру рассказала про угрозу для их детей. Как мы знаем, семья и дети в этом обществе – самое важное, поэтому такой аргумент для всех был сильным.
Когда оказывается, что Хортон прав и “пушинка” обитаема, звери перестают слушаться Сур, и даже кенгуренок отказывается лезть обратно в сумку. Сур выглядит сломленной – раз от нее все отвернулись, то теперь она станет изгоем (а в “фиолетовом” обществе отвержение по сути равно смерти). Доброе сердце Хортона не может этого вынести – он протягивает ей печенье в знак примирения, а она в ответ раскрывает мини-зонтик над пушинкой. В джунглях снова воцаряется мир и спокойствие.
Персонаж Джоджо из мультфильма “Хортон слышит Кто!” является удивительным примером человека, чья эволюция соотносится с концепцией спиральной динамики. Характер и ценности Джоджо олицетворяют определенные аспекты общества, в котором он живет.
Вначале он представлен как единственный сын из 97 детей мэра Ктогорода. Джоджо – одаренный и умный мальчик. Он проявляет интерес к науке и обучению. Его ценности начинаются с оранжевого уровня спиральной динамики. Он ценит индивидуальный успех и стремится к развитию.
Отличительной чертой Джоджо является его нежелание следовать путем своего отца, мэра города, как это принято. Он не разделяет его убеждений и поначалу не верит в выдумку о существовании слона по имени Хортон. В течение фильма Джоджо проходит важное эволюционное изменение. Под воздействием событий, связанных с Хортоном и маленьким городом Ктошек, он начинает осмысливать более широкие аспекты жизни, включая ответственность и солидарность перед обществом.
Постепенно Джоджо осознает важность защиты прав и благополучия других существ. Это поднимает его ценности на зеленый уровень спиральной динамики, где акцент делается на социальной справедливости, равенстве и уважении к разнообразию.
Именно Джоджо, осознав важность разнообразия и сотрудничества, становится ключевой фигурой в спасении Ктогорода. В тот момент, когда он кричит “хоп” со шпиля ратуши, ему удается разорвать оболочку пушинки и достучаться до жителей джунглей. Это символизирует переход от оранжевого уровня к более зеленому. Он осознает, что слон Хортон и его друзья действительно существуют, и в этом осознании он начинает менять свои взгляды и ценности.
В мультфильме Джоджо отводится символическая роль. Он служит символом изменения ценностей во всем обществе Ктогорода. Его развитие от индивидуализма к социальной ответственности и солидарности отражает изменение и эволюцию не только его собственных убеждений, но и общества в целом.
Джоджо — это важный персонаж, который помогает передать важные уроки о ценности жизни, уважении к различиям и важности солидарности в сообществе. Его персональное развитие делает его ключевой фигурой в развитии сюжета мультфильма “Хортон слышит Кто!” и передаче его центральных тем.
Исходно в Ктогороде преобладает система ценностей синего уровня, где соблюдение порядка и авторитет мэра являются ключевыми. Однако, когда мэр проявляет амбиции спасти город через слона Хортона, это уже отражает переход к оранжевому уровню, характерному для индивидуализма и успеха. В этот момент он один борется против принципов функционирования всего города.
С эволюцией сюжета общество Ктогорода начинает проявлять элементы зеленого уровня спиральной динамики. Жители понимают, что совместные усилия и солидарность необходимы для спасения города. Они пересматривают свои убеждения и приходят к пониманию важности разнообразия.
Конечный этап фильма показывает общество Ктогорода двигающимся в сторону более высоких уровней спиральной динамики, включая желтый и бирюзовый. Это символизирует глобальное сознание, уважение и солидарность между всеми существами.
Через эволюцию системы ценностей Ктогорода, от синего к зеленому и даже выше, мультфильм показывает, как человек может переосмыслить свои убеждения и ценности, идя от индивидуализма к более глобальному и гармоничному мировоззрению.
Ктошки – сплочённое сообщество, скреплённое следованиям традициям. Несмотря ни на что, праздник должен состояться вовремя. И не важно, грядёт ли конец света, выпадает ли снег летом и меняется ли время суток каждые 10 секунд. Они всегда проводили праздник в этот день, и никакие катаклизмы не могут помешать провести его в этот же день ещё раз. И самая главная повестка общества – конечно же гигантская фрикаделька, на которой должен восседать мер города на празднике. А уж никак не странные природные явления и катаклизмы, которых, кажется, вообще никто не заметил. Такое поведение скорее характеризует систему ценностей Ктогорода как ФИОЛЕТОВУЮ. При том, в пике её проявления, когда нету ещё откровенных «паразитов», которые появляются в поздних стадиях развития фиолетовой стадии, когда спираль подбирается к красному цМЕМу.
С системой ценностей Джоджо определиться значительно сложнее. В первую очередь, мешает этому стереотип о юном возрасте героя. Исследователи Спиральной Динамики считают, что к моменту совершеннолетия человек, в среднем, находится на синей стадии развития. Это если не происходят какие-то события, которые замедляют или ускоряют личностный рост. И это про людей. О биологии, физиологии и когнитивных способностях ктошек нам ничего не известно. У мэра города с супругой было девяносто семь детей (96 дочек и сын). Что точно говорит о том, что физиологически ктошки точно отличаются от людей. А значит, я осторожно позволю себе принебречь возрастными ограничениями и стереотипами при оценке ценностной системы Джоджо.
Первое, что обращает на себя внимание, это нежелание Джоджо быть похожим на других членов общества. Это выражается в чёрной одежде в противовес ярким одеяниям остальных ктошек. Второе – это молчаливость и неразговорчивость героя. Ктошки, в целом, очень болтливы и активны в коммуникациях друг с другом. Это нас подводит к выводу о том, что система ценностей Джоджо очень похожа на красную. Именно в этот период у человека появляется «эго». А вместе с ним появляется стремление это самое эго проявлять. У подростков (людей) это проявляется в желании выделить себя в виде одежды и личных вещей, которые «круче» чем у остальных. А также в открытом конфликте «отцов и детей».
Но, ещё раз подчеркну, не хочется примерять лекала человека на существо другого вида. Поэтому попробую развить мысль дальше. У Джоджо явно выражен исследовательский интерес. Не зря же он проводит время в обсерватории. К моменту, когда все должны были дружно шуметь, у Джоджо в обсерватории уже была готова целая музыкальная установка. А значит, он уже пришёл к выводу что их мир находится внутри пушинки, и ему уже пришла в голову мысль, что нужно как-то с внешним миром общаться. Сложность установки говорит о том, что на её создание было потрачено очень много времени, а значит мысль о жизни на пушинке сформулировалсь в голове Джоджо довольно давно. Исходя из этого, хочу сделать аккуратный вывод о том, что система ценностей Джоджо жёлтая.
Мульт «Хортон» – история про слона в агрессивном джунгли мире.
Джунгли мир в контексте спиральной динамики мне видится бежевым, это опасное место, где кишат разные твари, которые любят есть ЦВЕТЫ и друг друга.
На бежевом уровне развития системы герои мульта примитивны и ориентированы на базовые потребности, такие как еда, вода, ищущие защиту от опасности. В джунглях герои должны бороться за свою выживаемость, охотиться и собирать плоды для питания. Они не имеют организованной социальной структуры и ведут примитивный образ жизни.
Жукалист как способ мимикрировать в джунглях для безопасности
Один из ценностных мемов, присутствующих на бежевом уровне развития системы – это инстинкт самосохранения. Герои мультфильма в джунглях должны постоянно оставаться настороже и быть готовыми к защите от хищников или других опасностей. Этот мем направлен на обеспечение выживания и сохранение жизни.
Чтобы сообщить об опасности на дереве сидела специальная кричащая обезьяна.
Еще одним ценностным мемом, связанным с бежевым уровнем развития системы, является мем о поиске пищи. Этот мем направлен на обеспечение выживания и удовлетворение физиологических потребностей.
Поэтому Влад просил отдать ему кенгуренка на съедение.
Еще одним ценностным мемом, который можно увидеть на бежевом уровне развития системы в джунглях – это мем о защите территории. Герои в джунглях могут отмечать свою территорию или создавать примитивные укрытия для защиты от опасностей. Этот мем направлен на обеспечение безопасности и защиту от внешних угроз.
У макак свои деревья, у Влада своя пещера
В мультфильме “Хортон” мемы мира джунглей следующие:
- Сохранение традиций: Кенгуру Сур стремятся сохранить установленный порядок и стабильность в своей среде обитания.
- В джунглях каждый вид животных занимает свое место и выполняет свою роль в экосистеме.
- Животные в джунглях часто объединяются, чтобы решить общие проблемы или достичь общих целей. Они понимают, что только совместными усилиями можно преодолеть трудности и сохранить свою среду обитания.
- Любовь и забота о потомстве: Животные в джунглях проявляют заботу о своих детенышах и стараются обеспечить им безопасность и благополучие. Кенгуру Сур запрещает своему сыну дружить с «иным» Хортоном
Все эти ценностные мемы мира джунглей в мультфильме “Хортон” отражают бежевый уровень ценностей.
Ну а теперь пару слов о моем герое, которого было мало, но я смогла раскрасить ее по спиральной динамике.
Мой любимый персонаж Кэти довольно своеобразный. У нее хорошее воображение, она умеет дружить и не боится быть собой – странной, непонятной и чудной. Однако очень мало данных, чтобы сделать какие-то серьезные выводы по поводу ее ценностной системы. Поэтому описание ниже – результат моих фантазий на тему.
Кажется, на первый взгляд, что ее можно отнести к зеленому уровню. Уважение других мнений, сотрудничество и гибкость. Но для зеленых важны чужие жизни, как для Хортона, и забота о них. Кэти, на мой взгляд, скорее подражает, чем действительно чувствует уважение к разнообразию. Она находится под влиянием большого слона и вбирает в себя некоторые его ценности, как дети в Скандинавских странах, которые хорошо делят мусор и исповедуют «зеленые» идеи, но лишь на уровне слов. А так Кэти неплохо ела насекомых, особо не заботилась о чувствах окружающих, пугая их, и, кажется, даже хотела слопать пушинку.
Поэтому я бы отнесла ее ценностную систему к фиолетовому уровню сознания. Она живет в джунглях, дружит с группой зверят, преданных Хортону, и поддерживает общие игры. В том числе и помощь неким Ктотам. Она становится на сторону слона, потому что он ее друг. А это более значимый персонаж, чем остальные звери в ее картине мира. Плюс уровень ее агрессии не настолько высок, поэтому она не участвует в общей травле. А еще Кэти маленький зверек, который активно учится и не имеет еще таких жестких рамок мышления, как взрослые представители диких джунглей, где, цитата «нельзя быть диким зверем».
Теперь разберем основную систему ценностей «джунгли-общества». На мой взгляд, она тоже фиолетовая в своей основе. Животные живут большим сообществом, в котором жили их предки. Хранят традиции и воспитывают детей. Среди них есть агрессивные красные обезьяны, которые привыкли решать все вопросы силой, а также красно-синий лидер в лице Кенгуру. Последней все это сообщество из страха подчиняется. Обезьяны – из уважения и желания делать пакости без того, чтобы брать на себя за них ответственность. Кенгуру обозначает правила для животных, следит за их исполнением и наказывает нарушителей, если таковые появляются. По сути, она защищает порядок, используя для этого любые методы: жуткого грифа убийцу, агрессию обезьян и ярость толпы, которая не соображает, что творит.
Вот в таком мире живет Кэти. Возможно, когда она вырастет она станет такой же, как большинство. Но я не думаю, ведь она немного фрик. Единственный, кстати, кто выходит в конце за пределы своей Вселенной и поднимается на уровень выше, но очень неосознанно. По части неосознанности – это самый яркий персонаж. Если мотивы других понятны, например, «В моем мире живут те, кто поклоняется мне» (птица девочка). То ее пони, которые питаются цветами и какают бабочками – это что-то крайне необычное.
Итог, основной ценностный уровень – фиолетовый, но высокий уровень по линии креативности и оригинальности мышления. А система джунглей фиолетово-красная с красно-синим закрытым лидером до самого момента истины.
Алексей Чернявский и мэр Ктогорода Нед
Ценностная система общества Ктотогорода. Общество существует по определенным правилам. У них есть законодательное собрание, состоящее из верхней и нижней палаты. Это утверждение можно проследить, когда на собрании идет обсуждение по вопросу проведения праздника города, на котором присутствует наш герой – мэр Нед. Есть четко выстроенная иерархия: Законодательное собрание – мэр – общество.
Общество уже обладает определенной долей свободы, обществу дают право выбора (проводить праздник города или не проводить), у общества спрашивают, но общественным мнением управляют под нужным углом (выбор без выбора). Судя по чудаковатой архитектуре общество достаточно развито, но не до такой степени, чтобы иметь горизонтальную систему управления.
Устройство общества Ктотогорода можно сравнить с устройством работы предприятия: каждый человек – это маленький винтик в большом механизме, который занимает место согласно его способностям, и один он ничего не решает, но много винтиков, работающих по определенному принципу, создают идеальный механизм, который будет функционировать. Но не развиваться. Как только прогрессивный мэр Нед принес в общество идею, что их город находится лишь на маленькой пушинке, а мир в целом не такой, каким его знали жители Ктотогорода, его слова не восприняли всерьез. Как и любое нововведение, реорганизацию, развитие. Общество так жило 100 лет, каждый год отмечало праздник города, и в этом году намерено отметить, а то, что это может быть опасно и необходимо отменить праздник, им просто в голову не приходит. Что-то резко поменять большинство не готово – не созрело. Общество Ктотогорода находится на синем уровне системы ценностей. В сознании превалирует чувство долга, порядка, ответственность за соблюдение ритуалов, правил и норм. Тот, кто нарушает официальный или неписаный кодекс, автоматически становится плохим и заслуживает вселенского порицания, те же, кто следует порядкам, — молодцы.
Ценностная система мэра Неда много выше ценностной системы общества Ктотогорода и находится на зеленом уровне. Он не мыслит стереотипно. Для него важны жители Ктотогорода, их благополучие. Это можно проследить, в том числе, по его семье. Имея бесчисленное количество дочек (96) и одного сына Нед умудряется каждому уделить время, поучить и пообщаться, дома царит гармония, хотя и не всегда покой). Поддержка со стороны супруги в самый ответственный момент говорит о здоровых отношениях (и правильном менеджменте на жизнь). Мэр Нед – добряк, ко всем относится одинаково положительно. Мэр Нед – лидер, ему не все равно, что происходит с городом, старается быстро и оперативно исправить любую ситуацию (случай с резким похолоданием и выпадением снега тому пример).
Разрыв в системе ценностей между обществом и героем можно проследить по тому, как общество реагирует на веру мэра в огромного слона в небесах: народ его подозревает в умственном расстройстве. Но мэр Нэд с честью выходит из сложившейся ситуации. Когда городу грозит опасность, мэр Нед понимает, что одному ему не справиться и прибегает к помощи всего города, старается объединить их общей идеей спасения, что, в конце концов, находит отклик в обществе Ктотогорода.
Наталья Кецко и Мэр Нед
Мэр Нед относится к жёлтой системе ценностей спиральной динамики второго порядка.
Мэр Нед благороден,добр,эмпатичен,без высокомерия и надменного самодовольства. Его волнует долгосрочные перспективы, выходящие за пределы не только собственной жизни, но и жизни других людей. Мэр Нед готов один противостоять всем жителям города Ктогорода,т. к.обладая новой информацией о угрозе “конца света “и соответственно всех жителей Ктогорода. Нед чувствует ответственность за всеобщую безопасность, несмотря на полное отсутствие веры жителей:”никто не верит вам,никто не поддерживает..”
Мэр Нед не может поступить иначе и борется один за всеобщее благо. Он не боится социального неодобрения:”Я сделаю, что надо. Я раскрою людям правду, что происходит..” Его не беспокоят оскорбления:”Мэр Нед болван.Провести праздник не на улице, а в подвале..”и всеобщая сила всех горожан Ктогорода.
Синяя система ценностей Спиральной динамики первого порядка действует в Ктогороде,где всё построено на иерархии, чувстве вины,подчинению законам ,инициатива и риски наказуемы, исключение из правил запрещено, потому что создают плохие прецеденты. В Ктогороде блокируются быстрые и волевые усилия принятия решений. Мир воспринимается как поле деятельности высших сил,которые наказывают за зло и вознаграждают за добро. (Вопрос:”Что является в данной ситуации зло и добро?”)
В Ктогороде привалирует дисциплина :”всё что не разрешено, запрещено. Каждый сверчок знает свой росток.”
Мышление на этой стадии в Ктогороде за истину принимается то,что сказал авторитет и эта истина абсолютная, всё остальное ошибочно. Единственный способ убеждения смена авторитета, который может происходить не раз за период проживания синего уровня спиральной динамики, что мы и наблюдаем в данном мультфильме “Хортон.”
Мэр Нед знает, что есть огромная сила, которая наблюдает за всеми и их маленький мир (мир Ктогорода) может разрушиться в любой момент и наступит “конец света “.
В жёлтой системе ценностей спиральной динамики Духовность важнее собственности. Знания важнее ранга и статуса, собственных амбиций и выгод.
Мэр Нед воспринимает Мир как множество естественных иерархии систем и форм. Изменения в мире воспринимает как явление, которое имеет место быть в этом огромном, непознанном, всеобъемлющем Мире.
В жёлтой системе ценностей спиральной динамики приоритеты отдаются гибкости,спонтанности ,функциональности, экологичности ,развитию,знаниям, духовности, уважению и принятию.
Мэр Нед живёт в новой парадигме мышления, явно отличающаяся от парадигмы мышления жителей Ктогорода.
Мультфильм “Хортон”очень позитивный, добрый, мудрый,хороший и глубоким смыслом. А мультфильме раскрыты такие темы, как сострадание, взаимовыручка,забота о ближнем, умение слушать и слышать других и всю Вселенную.
В мультфильме “Хортон”показаны все стадии Спиральной динамики и так же путь человеческого развития.Человек не может стоять на месте, он либо эволюционирует, либо инволюционирует. Выбор за каждым. Развитие человека позволяет жить осознанно в гармонии с собой, миром и окружающими людьми, всем сущем на нашей прекрасной, цветущей, красивой планете Земля.
Эволюционирая, человек раскрывает свой потенциал, становится лучшей версией себя, что и позволяет жить в РАДОСТИ, ГАРМОНИИ и быть СЧАСТЛИВЫМ!
Анжела Грущенкова и Кенгуру Сур
Джунгли-общество в мультфильме «Хортон» представляет собой примитивное и простое общество, которое не достигло высоких ступеней развития по спиральной динамике.
Мы видим, что жители джунглей сосредоточены на своих базовых потребностях, живут в гармонии с природой и имеют свои собственные традиции и обычаи. Они мало заботятся о сложностях и проблемах, которые выходят за рамки их непосредственной жизни и физической выживаемости.
Судя по этим характеристикам, джунгли-общество из мультфильма можно отнести к низким уровням спиральной динамики- бежевому и фиолетовому.
На этих уровнях люди живут по принципу выживания, придерживаясь семейных и племенных ценностей.
Развитие и преодоление ценностных уровней – это постепенный процесс, и для джунгли-общества есть потенциал для роста и развития. Оно могло бы перемещаться на более продвинутые уровни, если бы столкнулось с вызовами, а следовательно, возможностями для обучения и развития.
Красный уровень проявляется по принципу – кто сильнее, тот и прав, синий – в заведенном порядке и существующих правилах, а сам Хортон проявляет зеленые струны-видит личность «вне зависимости от размера»
Кенгуру из мультфильма- неоднозначный персонаж.
Чтобы рассмотреть кенгуру с точки зрения спиральной динамики, важно понять ее мотивацию и поведение в контексте фильма.
Кенгуру задумана как злой персонаж, не проявляет ни сожаления, ни понимания к тому, о чем твердит Хортон.
Основная ее фраза: “То, чего мы не видим, не слышим и не чувствуем, не может существовать”
Она настроивает всех жителей джунглей против Хортона, внушая им, что он неконтролируемый слон и может навредить их детям.
Однажды Кенгуру даже обратилась за помощью к Стервятнику Владу – самому ужасному персонажу мультфильма.
После многочисленных неудачных попыток избавится от клевера, Кенгуру собирается сжечь его публично, но терпит поражение, так как ее сын услышал голоса людей из Кто-города. Кенгуру теряет свой авторитет среди зверей, и все перестают ее слушать, но великодушный Хортон поддерживает ее.
На первый взгляд, кенгуру проявляет поведение, которое соответствует красному уровню спиральной динамики, где главными ценностями являются власть и контроль. Кенгуру защищает свою территорию и порядок, не допуская никаких несогласных идеи или новшеств. Она стремится подавить Хортона и его идею о существовании маленького цивилизованного мира на пылинке.
Однако, при более глубоком рассмотрении можно увидеть, что кенгуру также проявляет некоторые характеристики, соответствующие синему уровню спиральной динамики.
Кенгуру выступает против Хортона и его идеи не только из-за потребности в контроле, но также из-за страха перед потерей установленного порядка.
Кенгуру ставит себя в роль хранителя правильного порядка и стабильности в джунглях. Она не хочет, чтобы ее соседи делали что-то, что по ее мнению может нарушить этот порядок.
Если сделать вывод, то кенгуру из мультфильма “Хортон” проявляет элементы поведения, характерные для нескольких уровней спиральной динамики, таких как красный и синий. Ее мотивация и действия связаны с обеспечением своей безопасности и контролем над окружающей средой, но также с некоторым страхом и неудовлетворенностью в отношении потенциальных изменений и нарушения порядка.
Вера Петрова и Кенгуру Сур
В обществе джунглей система ценностей красная, это можно заметить по стремлению быть героем, как слон Хортон, спасающий пушинку, по ценности быть лучшим и желанию конкурировать, как орел Влад, который вступил в борьбу с цветком из азарта, хотя пушинка не представляла для него интереса, по доказательству своей правоты через силу, как обезьяны и животные в целом.
Животные подчиняются тем, кто сильнее, и вопрос с пылинкой стремятся решать через силу: заставить слона отказаться от своей идеи, уничтожая клевер, сажая Хортона в клетку. Именно страх потерять власть, если что-то изменится, заставляет сильных жителей слушать кенгуру, а остальные подчиняются воле вожаков.
Кенгуру же находится на синем уровне. Это понятно из ее постоянного упоминания о правилах, которые нельзя нарушать. И главное из них: «если не вижу, не слышу и не чувствую, то этого не существует». А жители джунглей, по-видимому, даже и не понимают, о чем она говорит, но ее уверенное поведение внушает им уважение и трепет, делая авторитетом. Понимая, как работает система красных, кенгуру с легкостью использует жителей джунглей в своих целях, манипулируя ими.
Так, чтобы сохранить систему, в которую верит кенгуру, ей нужно убрать причину возможных разрушений: обычную пылинку. Чтобы не делать этого самой, она обратилась к орлу за помощью. В ответ орел выдвинул требования оплаты, чувствуя, что может командовать, находясь в сильной позиции. Однако, на предложение оплаты услуги кенгуру «обыграла» красного Влада, проговорив, что обратится к обезьянам, чем вызвала азарт птицы и стремление быть круче, доказать, что он справится лучше и ни к кому больше обращаться не стоит.
Весь сюжет мультфильма закручивается вокруг пылинки, лежащей на цветке, которую слону захотелось спасти. Ведь ему очень нужно быть полезным, реализовать свое стремление к геройству, выделиться из толпы благими намерениями. Успех и героизм Хортона держатся на тех же принципах красных: быть сильнее, даже если ты должен выстоять против целого общества. Печаль этого сюжета в том, что главного героя сподвигло к этому его незначительность в обществе, нереализованность потенциала значимости, который подчеркивается размером слона.
В то время как пылинка благополучно путешествовала не один десяток лет, имея особую конструкцию. И жители маленькой страны прекрасно себя чувствовали, будучи естественным образом защищенными от негативных внешних условий.
Получается, что сама по себе ситуация раздута эгоистичным слоном: он сам придумал проблему, не думая о том, что ему не следует вмешиваться в жизнь пылинки, поставил под удар благополучие кто-то-города, заставил волноваться его жителей, создавая катаклизмы во время мнимого спасения цветка от опасности, существующей только в его воображении. К тому же вызвал сильный переполох среди жителей джунглей, разрушил мост, уничтожил поляну с цветками клевера. И все это только ради того, чтобы соплеменники подтвердили, что он прав.
В целом мультфильм Хортон для меня о нашем подсознательном или явном желании самоутвердиться и про разные сценарии, проигрывающиеся для этого в наших головах.
Алексей Черноусик и Слон Хортон
С первых секунд мультика сложилось впечатление, что Хортон красного цвета, так важно и победоносно он шагал по пальме. Однако, потом стало ясно, что он всего лишь дурачился и на самом деле он достаточно позитивный и добродушный слон.
Я считаю, что цвет ценностей Хортона зеленый с хорошими задатками на бирюзовый. И на это есть ряд причин:
– его добродушие. Хортон добрый слон, который принимает остальных зверей такими, какие они есть и не пытается поучать или переделывать их, даже когда подмечает их «странность» или «иное» поведение;
– его дружелюбие. Хортон воспринимает жителей джунглей, как одно общество или, как одну семью несмотря на то, что все они все достаточно разные. Даже ктошки, которые, казалось бы, из другого мира, все равно являются частью общего целого, а значит заслуживают любви и внимания. И конечно же, самому Хортону необходимы друзья рядом, не думаю, что он смог бы быть один, это совсем не его по характеру;
– его сострадание. Даже ценой собственного благополучия Хортон старается помочь ктошкам и спасти их. Он искренне переживает за них, притом фактически с первых секунд, как услышал их голос на цветке, еще не зная, кто его издал;
– его духовность. В конце он, по сути, благодарил всех, кто с ним обошелся мягко говоря не красиво, за полученный опыт и пережитые уроки. Т.е. испытания не испортили его, а только доказали, что необходимо действовать с добрыми намерениями и тогда ты достигаешь своей цели.
И немного про бирюзовый цвет. Своими действиями Хортон опередил развитие, как мира джунглей, так и мира ктошек. Он глобально смотрел на тот факт, что оба мира часть одного целого и пытался донести эту мысль остальным. Кто знает, чтобы было бы с миром джунглей в дальнейшем, если бы мир ктошек погиб…
Система ценностей для общества джунглей имеет выраженную синюю окраску. Но и без красного цвета тут тоже не обошлось.
В начале мультика кенгуру фактически прямым текстом говорит о том, что общество живет по своим правилам и законам, которые не следует нарушать. И любое инакомыслие или отступление от привычного поведения есть прямая угроза существующему миропорядку. Это хорошо проявляется во второй половине мультика, когда кенгуру говорит о том, что поведение Хортона угрожает всем жителям и его необходимо остановить. И в этот же момент проявляется послушание остальных жителей джунглей, которые хором поддерживают спич кенгуру, хотя я и уверен, что не все понимают истинный смысл. Но, есть желание быть, как все, не выделяться (оставаться своим). И все это так же подчеркивает желание существовать в существующей стабильности без попытки взглянуть на вещи иначе. Так как «иначе» — это развитие, а развитие, увы, выходит за рамки установленных правил.
Ну и пару слов про красный цвет. Кенгуру старается вести себя, как неоспоримый лидер. Действуя силой и угрозами, пресекая любое инакомыслие – вспомним пример с мышью.
Евгения Стасова и “жёлтый” слон Хортон
Желтый цвет спирали! Именно этой ценностной системе принадлежит слон Хортон. Он открыт, дружелюбен и заботлив. На первый взгляд, можно подумать, что он относиться к зеленой спирали. Но его отличает то, что он уважает все другие цвета вниз по спирали и принимает их, не пытаясь с ними бороться. Хортон скорее всего в начале желтой спирали, потому что ему необходимо еще научиться более эффективно общаться с другими. Например, с обществом, в котором живет. Он уже умеет общаться с детьми, но не очень хорошо удается общаться с представителями синей спирали. Речь идет о Кенгуру и обезьянах. Да, они относятся к синему цвету спирали. Давайте понаблюдаем, как Кенгуру имеет власть над всеми представителями общества, власть централизована. В стае существуют свои жесткие правила и законы, понятная и четкая иерархия. Кто пытается усомниться – попадает в аутсайдеры. Пока ты подчиняешься – ты свой. Иначе мыслишь – чужой. Хортон же мыслит и действует по своему, стремится к новым знаниям, внимателен к окружающим, постоянно фонтанирует новыми идеями и смыслами. Воспринимает каждого, таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или подчинить. Скорее договориться, подружиться и воодушевить на новые знания и стремления, новые горизонты и достижения.
Хортон уже сформировал комфортную себе жизнь. У него уже есть все, что ему необходимо.
И вот в один из многих прекрасных и солнечных дней Хортон встречает что-то новое и непонятное на своем пути. Вот это да! Как интересно и захватывающе! Пылинку! Ого! Пылинка, оказывается у- город, в которой, удивительно, не постижимо, живет целый город существ, со своим мэром, домами, семьями и даже домашними животными. Рабочими днями, праздниками и иными событиями, которые присущи обычному мирному городку.
И, в отличие от Кенгуру, Хортон допустил новое в свою реальность. Городок-Пылинка легко встроились в его реальность и начали мирно сосуществовать вместе с ним.
Хортон открыт новому и неизведанному. Он легко готов пойти на новые территории, совершенно не заботясь о своем быте, потому что глубоко верит в дружелюбность мира и в свои возможности и способности жить в любых условиях и построить новое для себя и других место обитания и удовольствия. Удовольствие, интрига для Хортона в самом процессе достижения, в самом путешествии к цели. А какая у него была цель? Правильно! Помочь более слабым и малым – найти новый дом Пылинке.
Основной антагонист в мультфильме для Хортона – как, уже очевидно, Кенгуру.
Если Хортон рассматривает мир под разными углами и возможностями, то у Кенгуру есть только один правильный путь. Хортон постоянно пребывает в состоянии «дзен» при любых обстоятельствах. Кенгуру постоянно напряжена, чтобы удерживать свою власть, удерживая людей в определенном страхе.
События складываются так, что Кенгуру в итоге допустила новое и неизведанное в свой мир, и подружилась с Хортоном. Что уже нам демонстрирует ее путешествие вверх по спирали. А значит возможность улучшить свою жизнь и жизнь других существ общества.
Юлия Вербицкая и многоцветный слон Хортон
«Личность есть личность, тут рост не при чём»
Перед нами слон Хортон. Живёт в джунглях. Верит в существование крошечных человеч-ков на пушинке, которую носит на цветке клевера. Вежливый, воспитанный, благородный и… зелёный. Да-да, дорогой читатель, написано верно. И я готова пролить свет на это вы-зывающее недоумение обстоятельство.
Речь не о цвете кожи — о принадлежности к шестому (зелёному) уровню спиральной ди-намики — модели эволюционного развития общества, людей и организаций Грейвза.
«Доброе утро! Вы готовы?.. Тогда прыгайте». — Мы встречаемся с Хортоном, когда он усаживает детишек на спину, чтобы покатать, и вместе с юными друзьями исследует по-разительный мир джунглей. Любовь, дружба, гармония, доверие… В голове впервые рождается догадка: а слон-то зелёный!
Приглашаю исследовать ценностную систему Хортона, поступки, убеждения, карту реаль-ности, удерживая в фокусе ключевую задачу: понять, как он думает, какова структура его психики. Поищем признаки здоровой интеграции уровней и посмотрим, как высоко забе-рёмся вверх по спирали.
Итак, БЕЖЕВЫЙ.
Хортон в контакте со своим телом: любит запах бананов по утрам, наслаждается кокосо-вым коктейлем, худеет и… плавает. Да так, что хочется нырнуть следом. Да, Хортон про-живает свою витальность в полной мере!
ФИОЛЕТОВЫЙ.
Хортон способен быть в близких отношениях, замечает и сам проявляет эмоции, эмпатию, сопереживает. Ему важна безопасность и сохранность. В кульминации слон открывается, доверяет и просит жителей джунглей о помощи. Хотя желание быть принятым группой в моменте заставляет его балансировать, и по требованию Кенгуру Хортон почти готов при-знать: «Бред, пушинка не может просить о помощи…» Но нечто внутри берёт верх — об этом ниже…
КРАСНЫЙ.
Согласившись найти «ктошкам» безопасный дом, Хортон делает шаг в неизвестность. Он осознаёт это желание и намерение и готов ради него выйти из зоны комфорта, готов на конфликт мнений. Он взаимодействует с чужой волей — даже агрессией. Удерживает личные границы и намерен искать тех, кто поверит в его слова. Хортон не раз преодоле-вает страх и совершает волевые усилия. В фантазиях он мастер боевых искусств, который применит силу только в случае необходимости.
СИНИЙ.
Хортон стремится упорядочить мир правильным образом: «у нас тут клуб, компания, мо-жем голосовать по всем вопросам… можем быть тайным обществом, которое определяет политическое равновесие в мире…» Для Ктогорода готов установить пушинку на вершине горы Нум до конца десятидетия и «создать мир, где каждому гарантированы три неотъ-емлемых права…»
ОРАНЖЕВЫЙ.
Хортон отпускает внешние авторитеты и выходит из социальной группы без потери иден-тичности. Смело противопоставляет себя другим, следует собственным стандартам, вме-сто социального одобрения опирается на персональную этику. Проявляет гибкость мыш-ления, пересматривает собственные убеждения. Своим творческим усилием создаёт но-вую, целостную картину мира.
ЗЕЛЁНЫЙ.
Хортон ощущает себя частью большего целого, чувствует «связанность с миром» и открыт новой перспективе восприятия. Он способен к безоценочному принятию другого в его полноте и к состраданию. В какой-то момент сохранение жизни на пушинке становится для Хортона его смыслом. И поэтому да, слон зелёный!
«Личность есть личность, тут рост не при чём»
Перед нами слон Хортон. Живёт в джунглях. Верит в существование крошечных человеч-ков на пушинке, которую носит на цветке клевера. Вежливый, воспитанный, благородный и… зелёный. Да-да, дорогой читатель, написано верно. И я готова пролить свет на это вы-зывающее недоумение обстоятельство.
Речь не о цвете кожи — о принадлежности к шестому (зелёному) уровню спиральной ди-намики — модели эволюционного развития общества, людей и организаций Грейвза.
«Доброе утро! Вы готовы?.. Тогда прыгайте». — Мы встречаемся с Хортоном, когда он усаживает детишек на спину, чтобы покатать, и вместе с юными друзьями исследует по-разительный мир джунглей. Любовь, дружба, гармония, доверие… В голове впервые рождается догадка: а слон-то зелёный!
Приглашаю исследовать ценностную систему Хортона, поступки, убеждения, карту реаль-ности, удерживая в фокусе ключевую задачу: понять, как он думает, какова структура его психики. Поищем признаки здоровой интеграции уровней и посмотрим, как высоко забе-рёмся вверх по спирали.
Итак, БЕЖЕВЫЙ.
Хортон в контакте со своим телом: любит запах бананов по утрам, наслаждается кокосо-вым коктейлем, худеет и… плавает. Да так, что хочется нырнуть следом. Да, Хортон про-живает свою витальность в полной мере!
ФИОЛЕТОВЫЙ.
Хортон способен быть в близких отношениях, замечает и сам проявляет эмоции, эмпатию, сопереживает. Ему важна безопасность и сохранность. В кульминации слон открывается, доверяет и просит жителей джунглей о помощи. Хотя желание быть принятым группой в моменте заставляет его балансировать, и по требованию Кенгуру Хортон почти готов при-знать: «Бред, пушинка не может просить о помощи…» Но нечто внутри берёт верх — об этом ниже…
КРАСНЫЙ.
Согласившись найти «ктошкам» безопасный дом, Хортон делает шаг в неизвестность. Он осознаёт это желание и намерение и готов ради него выйти из зоны комфорта, готов на конфликт мнений. Он взаимодействует с чужой волей — даже агрессией. Удерживает личные границы и намерен искать тех, кто поверит в его слова. Хортон не раз преодоле-вает страх и совершает волевые усилия. В фантазиях он мастер боевых искусств, который применит силу только в случае необходимости.
СИНИЙ.
Хортон стремится упорядочить мир правильным образом: «у нас тут клуб, компания, мо-жем голосовать по всем вопросам… можем быть тайным обществом, которое определяет политическое равновесие в мире…» Для Ктогорода готов установить пушинку на вершине горы Нум до конца десятидетия и «создать мир, где каждому гарантированы три неотъ-емлемых права…»
ОРАНЖЕВЫЙ.
Хортон отпускает внешние авторитеты и выходит из социальной группы без потери иден-тичности. Смело противопоставляет себя другим, следует собственным стандартам, вме-сто социального одобрения опирается на персональную этику. Проявляет гибкость мыш-ления, пересматривает собственные убеждения. Своим творческим усилием создаёт но-вую, целостную картину мира.
ЗЕЛЁНЫЙ.
Хортон ощущает себя частью большего целого, чувствует «связанность с миром» и открыт новой перспективе восприятия. Он способен к безоценочному принятию другого в его полноте и к состраданию. В какой-то момент сохранение жизни на пушинке становится для Хортона его смыслом. И поэтому да, слон зелёный!