В конце зимы прервалась субботняя совместная традиция «Интегральный бизнес» канала и сайта  потому что внешние события выбили меня из колеи. В ту же колею уже не вернуться, на паузе жить – не по мне, поэтому начинаю искать «новую колею» с опорой на важнейшие свои убеждения, которые выстояли в рамках потрясения последних месяцев.

Одно из ключевых «выживших» убеждений: интегральный подход с водящими в него социальными технологиями может принести пользу всем людям, если будет понят и принят лидерами на различных «этажах» управления.

Мне близка высказанная Ханзи Фрэйнахтом мысль про: «краткосрочный пессимизм с долгосрочным оптимизмом». Допускаю, что «жизненное поле» оптимизма находится, возможно, уже за пределами моей жизни, но, несмотря на это, я готов на него поработать здесь и сейчас.

Интегральный подход и спиральную динамику я пытался доносить до людей из бизнес и управленческой среды по ряду причин. О некоторых из которых я говорил, как правило, в начале «специализированных» курсов или соответствующих модулей управленческих программ, о ключевой причине писал в манифесте субботней традиции «Интегральный бизнес», некоторые оставались «за кадром», но пришло время ими поделиться.

Первое, что не потеряло актуальности, – это то, что РАЗВИТИЕ является одной и функций лидера, которая, по-хорошему, должна быть подкреплена соответствующей компетенцией, основанной, в том числе, на системных знаниях и теоретической базе, а не только интуиции и отрывочных знаниях. Развитие, как и многие процессы нашей жизни, «происходит» по определённым законам, многие из которых описаны в интегральной теории. Эти законы действуют независимо от того, знаем мы их или нет. Поэтому лучше знать, а ещё лучше опираться и использовать в своей деятельности.

Второе. Лидеры в моём поле зрения чаще всего являются руководителями. Я считаю, что и остальным руководителям неплохо бы было быть лидерами.  Противопоставление Лидера и Менеджера считаю неактуальным избитым шаблоном. Я согласен с Александром Фридманом в том, что для руководителя важны такие качества, как открытость мышления и упорство. Знакомство и вход в интегральный подход считаю отличной практикой по развитию первого из вышеуказанных качеств – открытости мышления.

Третье. Один из принципов спиральной динамики говорит о том, что условия жизни пробуждают системы ценностей, структуры мышления той или иной сложности. Именно лидеры создают условия жизни для большинства людей, следующих за ними сейчас и тех, кто будет жить и идти «протоптанными дорогами» позже. Интегральный подход раскрывает и показывает многомерность и многослойность «пространства» в котором разворачивается жизнь и деятельность людей. Я убеждён, что лидерам, ведущим за собой других людей и создающим новые условия жизни, как минимум, для непосредственных последователей, полезно знать и уметь использовать в своей деятельности интегральный подход и интегральные социальные технологии.

Четвёртое. Моя мечта, для исполнения которой, я пытаюсь быть машущей крылышками бабочкой, – это включение интегрального подхода, его элементов и теорий из него вытекающих (например, метамодернизма Ханзи Фрэйнахта) в системы институционального образования. Причём под включением я имею в виду не только включение в программы обучения, а и использование AQAL-подходов в методиках обучения, подходах к составлению учебных программ, организации обучающих пространств…, потому что образовательные процессы, как и вся жизнь, разворачиваются одновременно во всех квадрантах на всех уровнях. Было бы здорово, если бы люди занимающиеся институтами образования, хотя бы знали что такое AQAL. Я от сферы образования далёк, и при этом мне видится, что началом могли бы стать и принести ощутимую пользу в самом обозримом будущем внедрение AQAL-подходов и изучение интегрального подхода в системы бизнес-образования. Может, быть для начала, как факультативы в программах подготовки лидеров/менеджеров в корпоративных университетах; MBA-программах, которые ещё живы, и по-моему, незаслуженно подвергаются критике, как “устаревшая” форма бизнес-образования. Устаревают, скорее, не сами интституты, а их замершие в своём развитии, формы. Мне видится , что в рамках даже факультативного применения в бизнес-образовании могли бы родиться новые важные “приложения” и “практики” бизнес-применения интегрального подхода и его элементов, а не только знания и влияние на картины мира лидеров из мира бизнеса.

Я же пока продолжу “продвигать” интегральный подход в рамках проведения осенью, несостоявшегося весной онлайн-курс «Интегральный подход. Прагматичный вход», который предназначен для лидеров ХХI века и профессионалов помогающих профессий с этими лидерами работающих. Думаю курс может быть полезен любому человеку, который не боится (может и зря ☹ ) идти в большую сложность мышления, логики действия, систем ценностей.