С наступившим (во всех христианских конфессиях) Новым годом, дорогие читатели субботней традиции «Интегральный бизнес» канала https://t.me/promanagement_by   и сайта https://spiraldynamics.by/

Растягивать новогодние каникулы субботней традиции до «китайского нового года» не будем 😊.

 Напоминаю, что субботняя традиция «Интегральный бизнес» адресована лидерам VUCA/BANI-мира.

Цель субботней традиции – помочь лидерам совершить “прагматичный вход” в интегральный подход Кена Уилбера, первое знакомство с ним, чтобы дополнить свою картину мира и в дальнейшем использовать его в бизнесе, в том числе, самостоятельно создавая новые социальные технологии и практики.

Бизнес понимаем в широком смысле этого слова, слова business в английском языке, то есть: дело, деятельность, работа, предпринимательство…, не  обязательно коммерческая деятельность.

 Интегральный подход, во многом, – о развитии. И само знакомство с ним, и тем более его использование способствуют развитию человека, который совершает эти знакомство и использование.

Сегодня я попытаюсь, во-первых: изложить, ключевое из того, что написано в первых двенадцати постах, и, во-вторых: интегрировать то, что заключено в акрониме AQAL (по-русски принято произносить “аквал”): все квадранты и все уровни, потому что “бизнес-применения” интегрального подхода опираются, в первую очередь, на них. Ещё сегодня при интегрировании квадрантов и уровней мы будем использовать базовый элемент интегральной теории ­– линии.

Пройтись же по всему циклу можно блоге начиная с поста “Манифест субботней традиции”.

В конце каждого поста есть кнопки, которые помогут вам перейти на следующий, либо вернуться к предыдущему посту.

  “Краткое содержание предыдущих серий”

Интегральная теория Кена Уилбера, теория всего, является мета-теорией, то есть изучает и пытается интегрировать другие теории, философию и даже великие традиции, некоторые из которых являются религиями.

Кен Уилбер предпринял попытку интеграции западных подходов к философии и психологии с восточными, за что его стали называть Буддой и Фрейдом в одном лице.

В интегральной мета-теории есть пять базовых элементов: уровни, типы, линии, состояния и квадранты.

Развитие человека и/или живой системы (организации, сообщества, человечества)  происходит по УРОВНЯМ. Основные параметры каждого уровня одинаковы для всех людей и живых систем. Слово “level” на русский язык в разных источниках переводят двояко: стадии и уровни, поэтому в текстах субботней традиции я использую оба этих слов как синонимы. 

Живые системы и люди бывают разных ТИПов. Например по Гиппократу: холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники. Или по Адизесу: Производители, Администраторы, Предприниматели и Интеграторы. Каждый тип одни и те же уровни развития проходит, переживает и проявляет в поведении немного по-разному. Принято считать,  что ТИП той или иной живой системы, как правило, не меняется на протяжении всей жизни или, как минимум, очень значительных её промежутков.

У человека есть много интеллектов: когнитивный, эмоциональный и другие. Их можно представить как ЛИНИИ развития. Скорость развития по разным линиям, как правило, отличается. Поэтому один и тот же человек может одновременно находиться на разных уровнях развития отдельных линий – это естественно. Однако, сильный разрыв в развитии по «ключевым линиям» может вызвать личные психологические и социальные дисфункциии. Когнитивная линия является ключевым фактором (необходимым, но недостаточным) нашего развития, развитие по ней может опережать развитие по другим линиям на одну-две стадии/уровня.

Сознание любого из типов на разных уровнях развития может находиться в каждый момент времени в определённом СОСТОЯНИИ. Практики работы с различными состояниями, например медитация, способствуют развитию человека по разным линиям, если он таким развитием занимается.

Все типы, линии, состояния  и уровни находятся и их развитие происходит в «четырёхмерном пространстве» под названием КВАДРАНТЫ. Каждый из четырёх квадрантов не сводим к другим. Для человека все четыре пространственные измерения Я/ОНО/ОНИ/МЫ присутствуют всегда.

 Первым “представителем” базового элемента УРОВНИ теории Кена Уилбера, который мы рассматривали в рамках «Интегрального бизнеса» была Спиральная динамика – социальная технология, созданная Доном Беком и Крисом Кованом на основе теории Клэра Грэйвза. Одно из названий теории Грэйвза: «Двуспиральная динамическая эмерджентная циклическая модель развития взрослых биопсихосоциальных систем».

На двух спиралях расположены : Условия Жизни и Ценностные Мемы.

Условия жизни (УЖ) определяются четырьмя основными параметрами: время, место, проблемы и обстоятельства.

Историческое ВРЕМЯ – определённый период в развитии отдельного человека, некая фаза его жизни, а в отношении сообщества — особенный этап развития культуры (в широком смысле этого слова).

Географическое МЕСТО – физические условия, природная или создаваемая человеком экология, присутствующая в восприятии человека или группы и во многом формирующие отношение ко многим базовым жизненным понятиям. Понимания, например, того, что: далеко — близко, высоко – низко, тепло-холодно, быстро-медленно у людей и групп, проживающих в тропических джунглях, степях Монголии, горах Тибета или заполярной тундре, а также жителей мегаполисов и сельской местности могут сильно отличаться.

Человеческие ПРОБЛЕМЫ — приоритеты, нужды, заботы и требования к существованию, возникающие перед каждым человеком или группой, причём некоторые из них присущи всем людям, а другие уникальны для культуры сообщества или личности. Кто-то ищет хорошие условия для финансирования очередного международного проекта, а кому то-то приходится тщательно планировать расходы на еду и простые бытовые расходы, чтобы «дожить до зарплаты». На процесс развития и стремление к нему это влияет существенно.

Социальные ОБСТОЯТЕЛЬСТВА — расположение отдельных личностей, групп и культур внутри иерархий власти, статуса и влияния. Отличной иллюстрацией этого параметра Условий Жизни (УЖ) является ролик: «Гонка за 100 долларов». Найдите на Youtube, посмотрите. Вспоминается анекдот: «Сын полковника спрашивает отца: «Папа, я буду генералом?». Отец отвечает: «Нет, сынок». «Почему?». «Потому что у генерала есть свой сын».

 Ценностный Мем – это некий аттрактор в психике человека, «вокруг которого» формируются набор мотивов и инструкций, определяющий то, как мы принимаем решения и выставляем приоритеты, делаем выборы, каким образом мы мыслим, а не то, во что мы верим или что мы ценим. «ЦМем преобразует себя в мировоззрение, систему ценностей, определённый уровень психологического существования, структуру убеждений, организующий принцип, образ мышления и образ жизни…».

 Бек с Кованом раскрасили витки/уровни спирали в разные цвета: бежевый, фиолетовый, красный, синий, оранжевый, зелёный, жёлтый, бирюзовый. 

Подробнее о характеристиках и проявлениях цМемов стоит почитать в предыдущих постах блога, а вот каким видится окружающий Мир в разных условиях жизни (УЖ) приведу.

Бежевый – природные состояния.

Фиолетовый – таинственный и страшный.

Красный – жёсткий и опасный.

Синий – направляемый высшей властью.

Оранжевый – полный эффективных альтернатив.

Зелёный — коллективная привычка гуманности.

Жёлтый – выживание в «глобальной деревне» на грани хаотического коллапса.

Бирюзовый – единая живая сущность.

Сквозь призму спиральной динамики мы уже пытались смотреть на стиль/уровень менеджмента и развитие корпоративной культуры в компании, а их возможное сочетание изобразили в виде решётки интегрального бизнеса.

Одна из мета-практик применения спиральной динамики в управлении – это использование универсального стиля лидерства В-О-А (Вежливость-Открытость-Автократия) или конгруэнтного управления по  Клэру Грэйвзу.

 Про уровни спирали, по которым двигаются в эволюционном развитии Условия Жизни и цМемы, я рассказывал, используя четыре метафоры: когнитивное развитие и поведение ребёнка, а затем и взрослого взрослого; развитие человечества, отражённое в социально-экономическом устройстве общества и культуре.

Эти четыре метафоры фактически соответствует четырём квадрантам интегральной теории. Когнитивной развитие происходит в квадранте Я (личное субъективное). Поведение ребёнка и затем взрослого находится в квадранте ОНО (личное объективное). Социально-экономическое развитие человечества проходит в квадранте ОНИ (коллективное объективное). И наконец, культура находится в квадранте МЫ (коллективное субъективное).

КВАДРАНТЫ

Основной посыл этого элемента интегральной теории, который следует иметь в виду, знакомясь и применяя в будущем: всё что происходило, происходит и будет происходить в этом мире с людьми или при их прямом или косвенном участии происходило, происходит и будет происходить ОДНОВРЕМЕННО в четырёх концептуальных Пространствах/квадрантах.

Часто эта одновременность контр-интуитивна, поэтому   мы теряем из виду несколько квадрантов, лишая себя чего-то важного, а иногда и критически важного. Например, устанавливая себе цели роста своего финансового дохода, можно сосредоточится на собственных действиях (ОНО) – и это правильно, если не упустить из виду, не исключить из рассмотрения (и описания) того, что вы сами и ваши близкие будут думать и переживать ( Я и МЫ) в момент достижения вами своей цели, и особенно по пути к ней. Если исключить из рассмотрения “МЫ” в конечной точке можно не обнаружить рядом в “ОНИ” многих близких и дорогих людей…

Постепенное приучение себя к всеквадрантному восприятию и мышлению может улучшить качество принимаемых решений и, как следствие, поднять качество жизни (может даже на новый УРОВЕНЬ).

 Одна из индивидуальных практик, построенных на квадрантах, которую можно использовать самостоятельно  – это Интегральный IWEIT-автопортрет.

Аналогичная практика является неотъемлемой частью интегрального коучинга при индивидуальной работе с запросом на развитие или моём коучинговом продукте “Персональное стратегирование”. Аналогичную практику можно делать и в групповом формате, например на стратегических сессиях компаний и организаций.

 А теперь попробуем объединить квадранты и уровни, причем в каждом из квадрантов мы посмотрим на развитие по нескольким линиям, которые в том или ином виде могут пригодиться нам как лидерам-менеджерам и не только.

Я приведу некоторые примеры развития по разным линиям во всех четырёх квадрантах

на некоторых стадиях я преднамеренно сделаю пропуски, чтобы вы могли сами придумать и подставить на пропущенное место что-то, что вам видится. Ещё пара экспериментов: для какой-нибудь линии я предложу описание ступеней и предложу вам самостоятельно «распределить» их по уровням; приведу парочку линий, не предложив вариант их размещения в квадрантах – сделайте это самостоятельно, заодно

перечислите все уровни/стадии развития по этой линии, как вам они представляются. Лучше сделать эту практику письменно.

Поехали!

Начнём с простого эксперимента. На рисунке интегральной решётки выше есть варианты «раскрашенных» по уровням стадий развития стилей управления и корпоративной культуры. В каком квадранте расположены эти «линии развития»? … Уверены, что стиль/уровень менеджмента «помещается» в «этом» квадранте? …Какие из компонентов/проявлений менеджмента расположены в каких квадрантах?

 Далее пройдём по квадрантам.

Уровни развития будем обозначать цветами из Спиральной Динамики., что не означает, что рассматриваемые феномены к спиральной динамике относятся. Просто с этими цветами мы знакомы, и будет легче проводить аналогии. В скобках я буду приводить цветовые обозначения стадий Кена Уилбера, которые где-то совпадают(скобок в этом случае не будет), а где-то отличаются от «спирально-динамических».

 Квадрант ОНО (личное объективное).

Одна из линий, выражающихся в поведении индивида – коммуникативная.

Бежевый (инфра-красный) уровень. До-вербальная стадия. Воздействия через органы чувств, используя касания, поглаживания, «обнимашки» или причинение боли. Характерные для выражения эмоций, чувств мимика и жесты, не порождённые в культуре, а являющиеся физиологическими реакциями организма: смех, стон, улыбка, гримаса боли, «свернуться калачиком», сжать кулаки…

Фиолетовый (пурпурный) уровень. Дописьменный. Рассказывание мифов и сказок. Исполнение ритуалов, часто магических, основанных на суевериях. Демонстративное почитание старших. «Это не я, оно само…»

Красный уровень. Язык простой, без «сантиментов» и литературных образов. Управленческая коммуникация, чаще всего с позиции силы. Грубость не просто допускается, а считается нормой. Возможен мат. «Что тут думать, трясти надо». «Мужик сказал – мужик сделал». Неумение сказать нет. «Все так делают». Часто речь и поведение копируют поведение лидера.

Синий (янтарный) уровень. «Мы» звучит чаще, чем «Я». В оценках и описаниях мало полутонов, полярные оценки: хорошо – плохо, правильно- неправильно… Речь и коммуникативное поведение, копирующее принятые в референтной группе, будь то: церковная община, криминальная «банда», профессиональное сообщество или коллектив.

Оранжевый уровень.  Сами что думаете?

Зелёный уровень. Выражение эмпатии. Внимание к чувствам других и открытое выражение своих эмоций и переживаний. Использование метафор и рассказывание историй – естественный сторитейлинг. «Органичное» использование в речи слов, понятий из разных областей знаний, демонстрирующее не просто эрудицию, а различение и понимание системных связей как внутри отдельных направлений деятельности и знаний, так и образующихся на их стыке явлений и новых «возможностей».

Жёлтый (изумрудный /teal) уровень. Естественная способность к коммуникации с носителями ценностей любого уровня на «их языке», проистекающая не из натренированного коммуникативного навыка разноуровневого общения, а от признания: наличия, естественности и права на жизнь всей спирали и всех её уровней. Способность не подавлять конфликты, а управлять ими, извлекая из них энергию и пользу для дела. Способность слушать и слышать, даже неприятные, на первый взгляд «вещи», побуждать к честному и открытому диалогу, даже тех, кому это не свойственно. Спокойствие и высокий уровень принятия, может выглядеть со стороны как отстранённость или даже надменность. Прямота в осуждении неприемлемых, несправедливых явлений, действий окружающих.

 

В рамках курса «Интегральный подход. Прагматичный вход» мы, как правило, рассматриваем в этом квадранте «искусственный феномен»: активно используемый конкретным индивидом (намёк: представителем вашей целевой аудитории, потенциальным потребителем ваших услуг или продукта) артефакт/технологию современной «материальной» культуры: устные мифы, печатные книги, телевизор, компьютер, смартфон, подключённый к интернету… Раскрасить и пополнить эту «коллекцию артефактов» можете самостоятельно.

 

 Квадрант ОНИ (коллективное объективное)

Квадрант систем.

Ярким представителем этого квадранта является спираль, которую изучали даже в советских школах: развитие социально-экономических формаций на протяжении человеческой истории, по-Марксу. Кстати, у Маркса спираль, как и у Грэйвза была двойная: производительные силы и производственные отношения, вступая в противоречие друг с другим обеспечивали развитие и переходы на следующие уровни/стадии.

Фиолетовый (пурпурный) уровень. Первобытно-общинный строй

Красный уровень. Рабовладельческий строй

Синий (янтарный) уровень. Феодальный строй

Оранжевый уровень. Капитализм

Зелёный уровень. Социализм/Коммунизм

Жёлтый (изумрудный /teal) уровень. В советской школе «здесь» уже ничего не было. Масштабных проявлений и сейчас, пожалуй, ещё нет. Как думаете, что на этой стадии по этой линии может быть?

В этом квадранте можно рассматривать формы организационных структур организаций и предприятий: от малого семейного бизнеса без чёткой специализации участников-работников (за исключением лидера и формально/законодательно определённых позиций, например, главного бухгалтера) до современных организационных форм «бирюзовых» компаний: холакратии, социократии 3.0… Что между ними? Какие формы организации структуры предприятий, что изменяется/добавляется на каждом переходе? Подумайте сами. Напомню два «закона» развития: при переходе на следующую стадию у системы изменятся некий инвариант (Я->Мы, в спиральной динамике , например) и при развитии сложность системы возрастает.

 

Квадрант МЫ (коллективное субъективное).

Наиболее близкая к современным лидерам корпоративного масштаба линия из этого квадранта, конечно ­– уровни корпоративной культуры, «раскрашенные» имена которых по-Марку Розину видны на интегральной решётке. Подробнее о них стоит почитать у Марка: https://www.ecopsy.ru/insights/puteshestvie-po-spirali-20/?sphrase_id=23544

А мы здесь посмотрим на отношение к семье. Точнее, я предлагаю вам поразмышлять на эту тему самостоятельно. В качестве подсказки: смотрите сквозь призму истории, и ограничьтесь рассмотрением семьи в западной до- и пост-христианской культуре. Обращаю внимание, что предмет рассмотрения – отношение к семье в обществе (МЫ), а не “законодательно” установленные/регламентированные формы (ОНИ). Можете складывающийся вектор эволюции этого отношения мысленно продолжить и представить что о семье будут думать ваши внуки.

 Квадрант Я (личное субъективное)

Давайте попробуем «раскрасить» уровни пирамиды Маслоу. Я не согласен с часто звучащими заявлениями, что пирамида устарела. Может быть потому, что я читал книги Маслоу и знаю о пирамиде чуть больше, чем нарисовано на картинке? Например, о «частичной удовлетворённости» – переход на следующей уровень возможен не тогда, когда предыдущая потребность удовлетворена полностью, а и при частичной удовлетворённости. Процент необходимой «частичности» для перехода на следующий уровень индивидуален и сильно зависит от общего контекста (условий жизни). «Автономность высших потребностей» – единожды испытанные высшие потребности могут возникать и мотивировать человека независимо от текущей удовлетворённости базовых.

Бежевый (инфракрасный) уровень. Физиологические (органические) потребности.

Фиолетовый (пурпурный) уровень. Потребность в безопасности.

Красный уровень. Потребность в принадлежности и любви.

Синий (янтарный) уровень. Потребность в уважении (почитании).

Оранжевый уровень. Познавательные потребности.

Зелёный уровень. Эстетические потребности.

Жёлтый (изумрудный/teal) уровень. Потребность в самоактуализации. Самоактуализацию и самоактуализирующихся личностей Маслоу изучал и много о них писал. Обязательно таким личностям будет посвящён отдельный пост.

 Согласны ли вы с таким раскрашиванием пирамиды Маслоу? Я предложил версию, а не “правильный вариант”, сделал эту “расскраску” впервые.

 

Я надеюсь, Вы понимаете, что между уровнями развития по различным линиям аналогии очень приблизительны и условны, границы и количество уровней в различных моделях не совпадают.

 

В будущем мы попробуем «нарисовать» IWEIT-портрет организации. Для чего? Чтобы рассмотреть возможные «перекосы» в развитии между ключевыми организационными феноменами, расположенными на разных линиях и в разных квадрантах.

Идеально сбалансированных структур и систем в реальной жизни не встречается. Разумный дисбаланс может как создавать необходимое напряжение, из которого можно «зачерпнуть энергию» для развития «отстающего» элемента, так и представлять угрозу для существования организации.

Если вы внимательно читали предыдущие посты, и тем более если делали практику IWEIT-автопортрет, вы уже и сами можете попробовать спроецировать эти знания и опыт на организацию. Ведь мы идем к цели традиции: “…использовать его в бизнесе, в том числе, самостоятельно создавая новые социальные технологии и практики.”

 PS: «Всё что мы делаем слишком серьёзно, мы делаем плохо», – Александр Гальчин.