Почему изучать спиральную динамику без интегрального подхода вредно.

Заявление, вынесенное в название поста, выглядит как провокация. Однако, как «В каждой шутке есть доля шутки, а остальное правда», так и в этом заявлении лишь доля провокации, а остальное, как минимум, — повод задуматься.

Попробую раскрыть свой посыл на примерах.

В спиральнодинамическом дискурсе встречал следующий взгляд на типологию руководителей по Адизесу: «красный» производитель (Р), «синий» администратор (А), «оранжевый» предприниматель (Е), «зелёный» интегратор (I). На первый взгляд, выглядит даже логично, отталкиваясь от ключевых характеристик тех или иных цМемов спиральной динамики или качеств, приписываемых их «носителям».

Не буду сразу рушить этот симпатичный песочный замок. А приведу другой пример.

Многие знакомы, а слышали наверняка все, о типологии темпераментов по Гиппократу. Оставив за кадром предположения древнего грека о природе четырёх темпераментов, попробуем по аналогии с первым примером «покрасить» в цвета спиральной динамики эти четыре типа темперамента. Вот что у меня получилось: «фиолетовый» меланхолик, «красный» холерик, «синий флегматик» и «оранжевый» сангвиник.

И здесь, на первый взгляд, всё «гладко», но уже не так гладко с РАЕI. Ведь спиральная динамика – это модель развития. Так неужели меланхолик лишён права на развитие и «проклят» прозябать на фиолетовой стадии без возможности раскрытия в себе более сложных цМемов?

Иногда из уст познакомившихся со спиральной динамикой и очарованных красотой этой модели можно услышать осознаваемую или не осознаваемую как преувеличение фразу: «Спиральная динамика может объяснить всё». Может быть эта максима и приводит к появлению вышеприведенных «раскрасок».

Подойдём уже к интегральному подходу Кена Уилбера. В нём есть пять базовых элементов: квадранты, линии, состоянии, уровни/стадии и типы. Два последних из перечисленных элементов помогают разобраться с тем, что в приведенных «раскрасках» не так.

Типы – это практически неизменные на протяжении жизни характеристики рассматриваемых сквозь призму интегрального подхода субъектов, например людей. Самый простой для различения пример типов – это мужчина и женщина. Хотя интегральный подход чаще смотрит не на пол, а на гендер, на эти «тонкости» на текущем этапе мы не будем заострять внимания. Большинство живущих на Земле мужчин и женщин, родившись таковыми, проходят по всем стадиям/уровням развития, например: детство, отрочество, юность…старость, таковыми и остаются.

Примерно та же картина и с РАЕI и спиральной динамикой. Надеюсь, вы знаете, возможно даже сами проходили тестирование, что среди «нормальных» людей «чистых» Р или А, практически не встречается. Большинству менеджеров свойственны все четыре управленческих стиля, однако некоторые проявлены больше, некоторые меньше, один может быть явно доминирующим. Адизес говорит, что этот тип/профиль у конкретного человека практически не меняется, потому что предопределён генетикой (как тип темперамента), воспитанием в детском и юном возрасте. Соотношения между разными стилями могут меняться, но доминанта останется доминантой. Ещё Адизес говорит, что разные руководители, с разной доминантой, нужны во главе компании на разных стадиях её жизненного цикла, которые в свою очередь можно считать стадиями/уровнями развития и даже проводить аналогии, искать корреляции со спиральной динамикой, не ставя между ними (стадиями по СД и стадиями в жизненном цикле по-Адизесу) знак равенства.

На прошлом курсе «Интегральный подход. Прагматичный вход» один из участников предложил ещё один взгляд на PAEI: как на «Линии» — отдельные способности, которые можно развивать, сравнительно независимо от остальных. В отношении PAEI и того, как их можно или нужно развивать, стоит почитать у доктора Адизеса, например в книге «Развитие лидеров». А на очередном курсе ИППВ2021 мы более подробно обсудим какие линии, они же интеллекты, считает ведущими Кен Уилбер, какие принципы к выбору линий и их развитию предлагает интегральный подход, состоящий из интегральной теории и практик интегральной жизни.

На весеннем курсе «Интегральный подход прагматичный вход» (https://spiraldynamics.by/sobytiya/) будем учиться различать базовые элементы, знакомиться с их представителями, разбираться как они взаимодействуют между собой, не смешиваясь.  Ведь с различения начинается осознание, без которого невозможно осознанные влияние, управление, развитие.

#ИППВ2021 #spiralandintegral